Берегите детей

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), каждый час
в мире гибнет более 100 детей из-за неумышленной травмы
или несчастного случая, которые можно было бы предотвратить.
Недосмотр взрослых эксперты называют одной из главных причин
трагедий. Рассмотрим, с какими основными опасностями сталкиваются
российские семьи и как свести риски к минимуму.

Кто главный на дороге?

Ежегодно в мире в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 186 тыс. детей в возрасте до 18 лет. Показатели в России в три раза выше, чем в странах ЕС. Причины, которые вывели нас в лидеры: лихачи и нетрезвые водители за рулем, невнимательность пешеходов и нарушение правил перевозки детей. При этом дорожные травмы остаются самыми опасными – они чаще всего приводят к смертности и инвалидности у детей и подростков из-за тяжести полученных повреждений.

По статистике несчастные случаи с детьми-пешеходами чаще всего происходят рядом с детскими площадками или во дворах. С одной стороны, это из-за особенностей детского восприятия. До 4 лет ребенок не осознает, что машина не может остановиться мгновенно, до 6 лет – плохо ориентируется по звуку, до 8 лет – не видит, что происходит сбоку от него. Любой ребенок непредсказуем и может выбежать на дорогу за мячом или игрушкой, а девять из десяти детей замрут на месте или закроют лицо руками, когда увидят несущихся на них автомобиль. С другой – потому что взрослые не научили их безопасному поведению на дорогах.

У взрослых тоже есть особенности восприятия: треть наездов на пешеходов со смертельным исходом происходит в темное время суток, когда водитель просто не в состоянии вовремя заметить внезапно выскочившего на дорогу пешехода. В Европе вся детская одежда имеет светоотражающие элементы, чтобы дети были видимы для других участников дорожного движения в темное время суток. Даже при плохих погодных условиях пешеход со светоотражающим элементом на одежде (фликером) заметен на расстоянии 150 м. Этого достаточно, чтобы водитель его заметил и успел затормозить.

Что касается железнодорожного транспорта, то в прошлом году на московской железной дороге погибли 26 подростков, занимавшихся зацепингом. Этим модным термином называется популярное сегодня среди подростков катание снаружи электричек.

Всем по креслу

Крэш-тесты показывают, что взрослый не может удержать ребенка при столкновении автомобилей даже на небольшой скорости, например 50-60 км/ч и, тем не менее, родители продолжают возить детей без специальных удерживающих устройств. Особенно, в глубинке, мотивируя свое поведение дороговизной автокресел.

На сегодня известно, что детские автокресла снижают риск гибели в результате аварии примерно на 90% у малышей грудного возраста, на 55-80% – у дошкольников. Их минимальная стоимость составляет около 3 тыс. рублей. Много это или мало?

Для привлечения внимания родителей к правилам перевозке детей сейчас идет активная агитационная кампания на дорогах, воспитательные беседы сотрудников полиции с молодыми родителями. Плакаты «Куда посадить ребенка: в детское кресло или в инвалидную коляску», «Пристегни или потеряешь» очень наглядные и обращают на себя внимание родителей, уверены эксперты.

В некоторых регионах в такой радостный день, как выписка из роддома, когда родители едут домой с новорожденным, их останавливают сотрудники полиции. А малыш в этот момент находится на руках, то есть в потенциально опасном положении в машине. Полицейские рассказывают, почему опасно перевозить ребенка на руках и чем это чревато, и дарят родителям удерживающее устройство, в которое ребенка тут же перекладывают и спокойно продолжают поездку.

Стоит сказать, что в общей структуре травматизма на автомобильные травмы приходится всего 1,2%, однако при этом они имеют высокую летальность и зачастую приводят к инвалидности. Правила перевозки детей на велосипедах также предполагают установку специальных удерживающих устройств и обязательное использование шлемов.

Опасные окна

Ежегодно в России в результате выпадения из окна погибают около 600 детей, то есть 12 детей – каждую неделю. Оставленные совсем ненадолго без присмотра взрослых дети сами открывают окна или выпадают через москитные сетки на открытых родителями пластиковых окнах.

Раньше деревянные окна редко оставляли открытыми. Ни у кого не было иллюзий, что из них можно выпасть. Для безопасного проветривания в них были форточки. Растущая популярность пластиковых окон с красивыми и прочными на вид москитными сетками психологически и у родителей, и у ребенка создают ощущение, что имеется надежная преграда между комнатой и улицей, что и приводит к трагедиям.

Пик несчастных случаев приходится на период с апреля по октябрь, когда люди активно проветривают свои квартиры. Решение проблемы есть – блокировочные системы на пластиковых окнах, информирующие знаки на москитных сетках и широкая информационная кампания для родителей.

Министр здравоохранения Вероника Скворцова обратилась к главе Минпромторга России Денису Мантурову с описанием этой проблемы и с просьбой сделать предупреждающую маркировку на москитных сетках. В Минпромторге разрабатывают соответствующие нормы. Москитные сетки должны крепиться более надежным способом и на них обязательно должна быть маркировка с надписью «Не прислоняться». С сентября 2016-го года был изменен Госстандарт, регламентирующий производство и установку пластиковых окон. Теперь производители должны устанавливать в пластиковые окна специальные запорные механизмы, которые препятствуют распашному открыванию створок. Однако тысячи окон в стране были установлены раньше сентября 2016 года и по-прежнему представляют опасность для детей.

Родители должны постоянно помнить о безопасности своих детей. Ребенка нельзя оставлять одного даже на несколько минут в комнате с открытым окном или балконом. Этого времени может оказаться достаточно, чтобы произошло непоправимое. Надо запомнить, москитные сетки крепятся так, что способны выдержать только собственный вес, ребенка такая конструкция выдержать не может!

Променять на лайки

Подростки по-прежнему проверяют на прочность этот мир, родителей и себя. Они не очень-то изменились за последний век, но изменился мир вокруг них. 10 лет назад подростки катались на роликах, скейтбордах и велосипедах, сегодня – снимают собственные трюки, взбираются на здания без страховки или прыгают по вагонам электричек. Результат – сегодня смертность российских подростков в возрасте от 15 до 19 лет в 3-5 раз выше, чем в странах ЕС.

У каждого подростка сегодня есть возможность завоевать популярность у тысяч себе подобных, снимая видео про то, как он делает что-то такое, что другим не под силу. Таких подростков психиатры называют экстремалы. Популярность, которая измеряется в числе подписчиков и лайках, заставляет подростков поднимать планку и часто не могут объективно ценить свои силы и грозящую им опасность, что и приводит к печальным последствиям. Отсюда стремительный рост популярности паркура, прыжков с тарзанками и других экстремальных увлечений и, как следствие, эпидемии несчастных случаев. Падение с высоты более трех метров почти всегда приводит к смерти, а те, кому повезло, остаются в инвалидной коляске на всю жизнь.

Чрезвычайно «урожайными» на экстремальные травмы считаются летние месяцы. В июне 2016 года два девятиклассника, занимавшихся паркуром, во время акробатических трюков упали с моста через Кольский залив и утонули. В том же месяцы 11-летний мальчик упал с недостроенного здания в Саратове и тоже погиб. В августе с высоты второго этажа на бетонную плиту упал 15-летний мальчик из Твери. Он получил тяжелую закрытую черепно-мозговую травму и умер через 10 дней в детской областной больнице, не приходя в сознание. И это лишь часть примеров, таких случаев по России тысячи.

Совместная работа различных министерств и ведомств, информирование родителей со стороны врачей, педагогов, сотрудников ДПС, агитационные кампании в СМИ и наружная реклама – меры, которые призваны сократить число детских травм. Однако самым главным пунктом в предупреждении детского травматизма является поведение родителей.

Взрослые должны ухаживать за детьми, сопровождать их в ночное время, объяснить им правила поведения и безопасности в общественных местах и дома, покупать им одежду со светоотражающими материалами. Также необходимо создать безопасную для ребенка среду в собственной квартире: установить заглушки на розетки, поставить защитные уголки на мебель, спрятать спички, острые и режущие предметы, бутылки с уксусной эссенцией, бытовой химией, этиловым спиртом и все лекарственные средства. Дети Любопытны от природы, не чувствуют опасности и потому беззащитны. Берегите своих детей!

А у них

Наиболее безопасными, по статистике, являются дороги стран Европы, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Японии. Разумеется, влияет и качество подготовки водителей и размеры штрафов за нарушения правил дорожного движения. Например, в ЕС за нарушение правил перевозки детей водитель заплатит от 50 до 400 евро в зависимости от страны, а родители-рецидивисты платят вдвое дороже. В странах ЕС на газоне рядом с домами можно увидеть знаки с надписью: «Здесь живет ребенок. Едь так, как если бы он был твой». Такие знаки – часть культуры всех участников дорожного движения, которую нам еще предстоит создать.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *