Защити себя, приобретая товары через интернет-магазины

Всемирный день защиты прав потребителей проводится ежегодно, начиная с 1983 года, а с 1994 года широко отмечается и в Российской Федерации.
В 2019 году Всемирный день защиты прав потребителей пройдет под девизом – «Цифровой мир: надежные смарт-устройства».
Сегодня цифровые технологии изменили характер многих услуг и продуктов. Важно, чтобы потребители обладали набором базовых, неснижаемых прав, независимо от того, касается это, например, приобретения онлайн-товаров и услуг или покупок в сети интернет.
Время не стоит на месте и процедура продажи товаров через интернет-магазины, как и направления претензии потребителя в адрес таких организаций, регламентирована законом «О защите прав потребителя». Сегодня через интернет можно приобрести любой товар в любой точке мира. Основной плюс – более выгодная цена. Минус – невозможность видеть реально товар до покупки и идущие из этого риски. Как быть, если вам прислали некачественный товар, или товар не подошел, или не соответствует описанию на сайте продавца, или просто вам не понравился?
При интернет-покупках вас защищают ст. 26 п. 1 «Дистанционный способ продажи товара» закона РФ «О защите прав потребителей» и Постановление правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом».
Как вернуть купленный через интернет товар в организации, зарегистрированной в России? Покупка товаров через интернет регулируется ст. 26.1 ФЗ «О защите прав потребителей». Закон обязывает продавца до оплаты покупателем товара предоставить ему информацию, как о товаре, так и о самом продавце.
Потребитель должен быть проинформирован: о свойствах товара, его качестве, возможностях его использования; о сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке товара; о стоимости товара, стоимости и порядке доставки товара, порядке оплаты товара и его доставки, месте изготовления товара.
Также должна быть предоставлена информация о продавце: точный адрес, полное фирменное наименование, реквизиты, на которые будет производиться оплата; о порядке и сроках возврата товара, в случае если он по каким-то причинам не подойдет; о порядке отказа от товара и возврата уплаченных за данный товар денег.
Если товар привез курьер, то можно просто отказаться от приемки. Если доставка платная, то продавец может потребовать от вас оплатить эти услуги. Эту информацию продавец должен приложить к товару в печатном виде.
Как вернуть не качественный интернет-товар?
В соответствии со ст. 26.1 закона «О защите прав потребителей» вернуть качественный товар можно до его передачи покупателю. Если товар уже приняли, у вас есть семь дней для отказа. И для этого вам не надо искать в нем недостатки. Можно просто вернуть без объяснения причин. Информацию о порядке отказа от товара и возврата уплаченных за данный товар денег должен вам передать продавец в письменном виде. Если он этого не сделает в момент доставки товара, то срок, в который вы можете отказаться от качественного интернет-товара, увеличивается до трех месяцев с момента его передачи. Вернуть товар вы можете при сохранении товарного вида, упаковки, наличии документа, подтверждающего факт и условия покупки. Электронные письма тоже являются доказательствами. При необходимости их можно заверить у нотариуса и предъявить в качестве доказательства в суде.
Порядок возврата приобретенного интернет-товара
Напишите заявление о возврате товара, заявление вручите продавцу. Вы можете либо привезти его лично в офис (представительство) интернет-магазина, либо направить почтой. В первом случае на втором экземпляре должны поставить отметку о приеме вашего заявления, во втором – направьте заявление по электронной почте и продублируйте заказным письмом на адрес продавца. По закону продавец обязан вернуть покупателю деньги в течение 10 дней с момента получения заявления, поэтому в заявлении укажите реквизиты.
Нельзя вернуть качественный товар, отнесенный, в соответствии с Постановлением правительства РФ от 10.11.2011 г. № 924, к технически сложным (например, фото-, видеотехника, компьютеры.
Права покупателя на возврат качественного товара не распространяются также на товар, специально изготовленный под заказ. Вы не можете отказаться от качественного товара, если он имеет индивидуальные свойства и может использоваться исключительно вами. Например, это может быть специфическая одежда, мебель, изготовленная по вашим размерам, украшения и т. д.
Закон не устанавливает порядка возврата самого товара, как указано выше, закон лишь обязывает продавца вернуть деньги в 10-дневный срок. Каким образом продавец будет осуществлять обратную приемку товара, решают непосредственно продавец с покупателем. Однако помните: все затраты по стоимости доставки (например, услуги курьера, почтовой пересылки) и от продавца к покупателю и обратно, в случае возврата товара, несет покупатель!
Если в товаре имеются недостатки, то тут уже нет зависимости от того, как именно он куплен – через интернет или в обычном магазине. Вы можете пользоваться ст. ст. 18–24 закона «О защите прав потребителей». В частности, при обнаружении недостатков в товаре покупатель может: поменять товар на другой, такой же марки; поменять товар на другой, иной марки – цена в этом случае пересчитывается; уменьшить стоимость товара с учетом выявленных недостатков; устранить недостатки на счет продавца или производителя; вернуть товар продавцу и получить за него ранее оплаченные деньги.
Если продавцом будет нарушен 10-дневный срок возврата денег или уменьшения цены и возмещения убытков, или иные сроки, то продавец должен выплатить пеню за каждый день просрочки. В случае спора о причинах возникновения дефектов продавец проводит экспертизу товара за свой счет. Выводы экспертов потребитель может оспорить в судебном порядке.
Если вы купили товар за рубежом
Вернуть товар покупателю и получить деньги обратно из зарубежного интернет-магазина гораздо сложнее. Возврат и обмен товара регулирует законодательство той страны, где находится интернет-магазин. Заранее, до покупки, выясните, как можно вернуть покупку продавцу. Изучите отзывы в интернете о работе этого интернет-магазина.
Не все покупки можно вернуть в иностранные магазины. Если вы нашли товар с пометкой refurbished (или no returns, или no refunds), это значит, что он не подлежит возврату. Некоторые интернет-магазины берут с покупателя комиссию за возврат товара, так называемую Restocking free. Комиссию берут зачастую за возврат электроники, так как упаковка будет повреждена в любом случае.
Алгоритм действий
Свяжитесь со службой поддержки магазина или администрацией иностранного интернет-магазина, узнайте все о правилах возврата: как и за чей счет это делается. О стоимости же пересылки можно узнать на сайте «Почты России» или у почтового сервиса, с помощью которого осуществлялась пересылка. Как и в случае с российскими онлайн-шопами, если вам прислали некачественный товар, сразу обзаведитесь фотодоказательствами. Достаточно всего двух снимков: тот, на котором виден дефект, и тот, где товар изображен на фоне упаковки. Приложите фото к вашему письму и отправьте в службу поддержки магазина. Отправьте и фотографии чеков, которые вы получили с посылкой. Только в этом случае вам вернут деньги за покупку. Обычный срок возврата товара – от 14 до 30 дней после покупки, но некоторые магазины изменяют его по своему усмотрению, поэтому проверьте заранее раздел Return Policy.
Предстоящий Всемирный день защиты прав потребителей будет хорошим поводом еще раз обратить внимание на то, что прогресс цифровых технологий должен, прежде всего, учитывать разносторонние интересы потребителей: это и право на качество и безопасность «умной электроники» приобретения товаров, совершая онлайн-покупки, и право знать о том, как защитить себя, приобретая такие товары.
С.В. ФРОЛОВ, главный государственный санитарный врач в г. Тейково, Тейковском,
Гаврилово-Посадском, Ильинском и Комсомольском районах Ивановской области.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *