До конца нынешнего года должна быть принята стратегия семейно-демографической политики на ближайшие 12 лет, а также нац-проект «Семья». Под него выделяются серьезные ресурсы. Но, как считает министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков, вопрос не только в материальной поддержке, нужно формировать идеологию «семейности». Немало в этом направлении уже сделано, о чем Антон Котяков рассказал в интервью «Российской газете».
- Президент поручил проработать возможность предоставлять многодетным семьям, проживающим в регионах Дальнего Востока с низкой рождаемостью, 1 млн руб. на погашение ипотеки. Какие сегодня в регионах существуют эффективные меры поддержки для семей с детьми? Какие из них можно распространить на всю страну?
- На федеральном уровне сформирован комплекс мер поддержки семей. Но рождение ребенка – это всегда индивидуальное решение семьи, на которое влияет целый ряд вопросов. И набор того, что «необходимо и достаточно» для рождения следующего ребенка, от региона к региону различается – это связано с географическими особенностями, культурой, традициями в конкретной местности.
Именно поэтому в каждом регионе сформирована собственная программа повышения рождаемости, которая содержит набор тех мер, которые в большей степени влияют на решение о рождении ребенка в этом субъекте.
В Приморском крае реализовано решение по 1 млн руб. – и оно показывает свою эффективность: рост числа третьих и последующих рождений. По поручению президента пилотный проект распространен на Чукотский автономный округ и шесть регионов Дальнего Востока, где суммарный коэффициент рождаемости третьих детей ниже, чем в среднем по округу.
Есть типовой проект по укреплению репродуктивного здоровья. C 2022 года он реализуется в Приморском крае, Архангельской, Калужской, Тульской, Новгородской, Магаданской областях. В 2023 году его запустила Камчатка. Наша цель – увеличить суммарный коэффициент рождаемости. К 2030 году – до 1,6 и к 2036 году – до 1,8. Суммарный коэффициент – это среднее число детей, рожденных женщиной репродуктивного возраста. С 2026 года в репродуктивный возраст будет входить больше молодых девушек, поэтому делаем упор на поддержку студенческих семей. В то же время просели показатели рождаемости в сельской местности. Суммарный коэффициент на селе лишь незначительно выше, чем в городе. - Как удержать молодежь на селе?
- В ходе обсуждения национального проекта «Семья», который стартует в 2025 году, мы четко пришли к пониманию того, что для достижения высоких демографических показателей нужно пересмотреть всю систему управленческих решений – не только в социальной сфере. И, прежде всего, нужно развивать инфраструктуру.
У нас есть пилотный проект: в отдельных районах трех регионов – Новгородской, Пензенской и Тамбовской областей – определили перечень проблемных аспектов жизнедеятельности, которые влияют на отток населения и желание родить детей. И точечными решениями попытались их закрыть. - Это как? Дороги построили?
- В том числе и это. Смотрите, что мы сделали. К примеру, люди жаловались, что подъездная дорога в плохом состоянии. Губернатор взял обязательство, и дорогу отремонтировали. Где-то проблемы с подачей воды – сломалась колонка, вышла из строя водонапорная башня. Этот вопрос закрыли. И так точечно по всем проблемам, чтобы жить людям стало комфортно. И отношение людей к жизни в своем поселке изменилось. Многим уже не хочется переезжать в города. Пилот еще не завершился, но считаем такой подход правильным. Все проблемы можно решить.
- Главное – начать…
- Абсолютно с Вами согласен!
- А сколько сегодня в стране вообще регионов с низкой рождаемостью?
- Давайте сначала определим точку отсечения. Суммарный коэффициент рождаемости для простого воспроизводства населения должен быть 2,1.
- Нам, видимо, до него далеко.
- Да. У нас сейчас в среднем по стране – 1,41. Коэффициент выше необходимого для простого воспроизводства сейчас имеют только две территории – Чечня и Тыва.
А вот показатель ниже общероссийского мы видим в 41 регионе. А есть территории, где этот коэффициент ниже единицы. Это, например, Ленинград-ская область, где показатель – 0,88. То есть на одну женщину не приходится даже одного рождения. Отчасти на такой экстремально низкий показатель влияет соседство крупного мегаполиса. - А в Москве, где люди традиционно заточены на карьеру?
- В Москве, кстати, повыше – 1,42. Ну, и если мы посмотрим на меры поддержки, которые постоянно совершенствуются и обновляются, то, как раз часть из них в помощь молодым мамам. Для того чтобы они имели возможность совмещать работу и уход за детьми.
В прошлом году по решению президента принят закон, сохраняющий вы-плату по уходу за ребенком до полутора лет в случаях, когда мама выходит на работу, в том числе дистанционную. До этого действовало правило, по которому мама в случае выхода на работу до достижения ребенком возраста полутора лет теряла право на пособие по уходу за ребенком. Кстати, отпуск по уходу за ребенком может оформить и отец, и другие родственники. И на них тоже распространяется новый закон. То есть можно совмещать и работу, и уход за ребенком, сохраняя поддержку государства.
Также на законодательном уровне установлено правило: оплачивать больничный в размере 100% родителям детей до семи лет. Напомню, что при оформлении больничного выплаты зависят от стажа. Если стаж маленький, то заплатят 60% от заработка. Если и заработок небольшой, то совсем мало получается. А понятно, что дети часто болеют, с ними приходится оставаться дома, и родители вынуждены брать больничный. Кстати, именно и из-за этого многие хотели наработать сначала большой стаж, а потом уже думать о детях. Сейчас эта правовая коллизия устранена.
Но это не только вопрос прямых денежных выплат. Вопрос еще и в создании условий. Нужна такая, если хотите, «идеология просемейности». Готовности работодателя учитывать интересы, обстоятельства работника, который воспитывает детей. Постоянно обсуждаем этот вопрос с работодателями. В прошлом году ввели в конкурс работодателей номинации «Лучшие условия работникам с семейными обязанностями» и «Поддержка работников – многодетных родителей и их детей». - Вы разрабатываете глобальную демографическую программу на 12 лет. Что в нее войдет?
- Сейчас у нас есть два больших стратегических документа: концепция семейной политики и концепция демографической политики. Они заканчивают свое действие в этом году. Документы связанные. С учетом работы с регионами и экспертами понимаем, что все-таки необходимо объединить эти документы в одно целое: стратегию семейно-демографической политики в горизонте до 2036 года – на 12 лет.
Для подготовки этой стратегии проводим восемь окружных форумов. На них приглашаются региональные представители, эксперты по демографии, многодетные семьи. Очень ценно, что откликаются целые династии. Вот так – совместно, в открытом режиме – обсуждаются направления, которые затем и войдут в нашу стратегию семейно-демографической политики.
Она должна быть представлена и утверждена уже до конца нынешнего года. Отмечу, что она затронет и вопросы обеспечения комфортной среды обитания, и жилищные вопросы, и поддержки специалистов на селе. И вопросы поддержки молодых и студенческих семей.
Инструменты для реализации этого стратегического документа в той или иной мере будут зашиты во все национальные проекты, но в первую очередь – в нацпроект «Семья». В них уже прописываются конкретные мероприятия. В качестве примера могу привести: президент поручил поддерживать регионы с низкой рождаемостью по итогам 2023 года – это 41 территория. И на эти цели будет выделено 75 млрд руб. Это финансирование рассчитано до 2030 года – по 12,5 млрд ежегодно планируем расходовать. Они будут потрачены на софинансирование региональных демографических мер. - Стратегию до конца года Вы предоставляете в правительство. И правительство ее же и утверждает?
- Да. Своим правовым актом. Это стратегический документ.
- А нацпроект «Семья» когда появится?
- Он должен быть принят до конца нынешнего года. Основные параметры нацпроекта «Семья» разработаны, и мы их представляли на выставке «Россия». После этого у нас была стратегическая сессия у председателя правительства, где мы ему докладывали содержание нацпроекта. Получили обратную связь. Сейчас дорабатываем нацпроект. Постараемся завершить эту работу до конца сентября.
- В этом году был принят закон, определяющий критерии многодетности. Многодетная семья – это три и более ребенка. А подсчитали, сколько таких семей сейчас в России?
- С 1 июля на федеральном уровне сформирован реестр многодетных. В него внесены актуальные сведения о более чем 2,4 млн семей.
Кроме того, на нашей единой цифровой платформе в пилотном режиме запустили реестр нуждающихся семей. В рамках этого проекта мы собрали данные обо всех семьях с несовершеннолетними детьми. Если уровень дохода ниже определенного порога – данные более детализированы. Но на уровне – сколько многодетных семей, сколько семей с одним ребенком, сколько – с двумя, и как эта численность распределяется по регионам – данные оцифрованы. Эти данные помогают моделировать те решения, которые принимаем. - Часть экспертов считают, что решить все наши демографические проблемы можно только большими деньгами. Другие говорят, что без формирования национальных идей ничего не получится. То есть нормой должна стать мода на семью, если можно так выразиться. Вы какой точки зрения больше придерживаетесь?
- Задам встречный вопрос: слышали же такое выражение: «Нам есть, куда расти»?
- Конечно.
- И что оно означает?
- Стремиться к чему-то лучшему!
- Вот эти слова стали девизом «Года семьи», объявленного президентом. Вы наверняка видели билборды с фото наших прекрасных семей и с этим лозунгом. Кстати, все герои фото – это победители конкурса «Семья года» из разных регионов страны.
Так вот, отвечая на вопрос про идеологию, мне кажется, действительно очень важно, чтобы эти слова – «Нам есть, куда расти!» – каждая семья могла искренне сказать от себя. Чтобы стремление к лучшему ассоциировалось с рождением ребенка – первого, второго, третьего. - Вот, видимо, билбордов еще не так много, чтобы люди запомнили это выражение и ассоциировали его именно с семейными ценностями. Есть, куда расти!
- Точно!
Ведем диалог и с бизнесом для того, чтобы они при продвижении товаров и услуг также использовали инструменты позиционирования многодетных семей. Например, на рекламе какого-то продукта использовать не фото, где мама, папа и один ребенок, а двое или трое детей. Таким образом, действительно можно менять представление о семье. В школах появляется предмет «Семьеведение». Работодатели все чаще предлагают отдельные программы и условия для многодетных работников и для беременных женщин.
Бизнес при предоставлении услуг все чаще учитывает интересы семей с детьми – от детских уголков в кафе до семейных абонементов в спортзалы. Но и в этом плане, конечно, нам есть, куда расти. - С минкультуры в диалоге? Может, больше фильмов о семье снимать, которые всей семьей и смотреть будет интересно.
- Это все реализуется. Кинематографический контент меняется в сторону популяризации семейных ценностей. Вспомните последние фильмы – тот же «Летучий корабль».
- Чебурашка…
- Ну и это. Хотя Чебурашка один в семье (смеется). Ну зато можно пойти посмотреть всей семьей, что уже замечательно. И прекрасно, что появляется все больше и больше хорошо снятых российских фильмов о семье и для семьи. Очень много публичных людей сейчас нацелены на семейные ценности. И это здорово!
Ольга ИГНАТОВА (РГ).