Нина Ивановна Евстратова. Заслуженный учитель РСФСР

Любая школа может гордиться своими учителями, и каждый учитель заслуживает внимания. Наша школа не исключение.
Сегодня мы хотели бы рассказать о заслуженном учителе начальных классов Евстратовой Нине Ивановне.
Это учитель, который оставил яркий след не только в истории нашей школы, но и района, и области.
В октябре 2023 года исполнилось 60 лет, как Евстратовой Н.И. было присуждено высокое звание за-служенный учитель РСФСР. А 26 октября 2024 года исполнится 100 лет со дня её рождения.
Мы хотим, чтобы имя этого учителя знали не только школьники 20 века, но и современные ученики Аньковской школы.

  1. Все мы родом из детства
    Евстратова Нина Ивановна родилась 26 октября 1924 года в д. Кривцово Зиновского сельсовета Ильинского района в семье крестьянина, позднее колхозника. В 1936 году окончила Пустошенскую начальную школу, а в 1939 году – Мало-Вязовицкую семилетнюю школу.
    После школы Нина Ивановна окончила курсы счетных работников, работала в колхозе «1 Мая» Зиновского сельсовета. А в 1941 году вместе со всеми встретила страшную весть о начале войны.
    «В сорок первом году мне исполнилось 17 лет, – так вспоминала Нина Ивановна. – Народу в то время в деревне было много. Однако из каждого дома все мужчины ушли на фронт. Вся тяжесть работ по сельскому хозяйству легла на плечи женщин и подростков. Мальчишки работали с плугом и бороной, девушкам приходилось возить навоз, сажать и копать картофель, жать серпом рожь, пшеницу. На покос обычно вставали в четыре утра, остальную часть дня посвящали сушке и уборке сена. Стога обычно метали вечером, возвращались домой поздно, часто около 12 часов ночи. Счетную свою работу выполняла в свободное от физической работы время».
    Нина Ивановна была секретарем комсомольской организации. Посещала все собрания, принимала в них активное участие. Ежедневно слушали сводки Информбюро, собирали материал о положении дел на фронте, знакомили с ним жителей деревни. Долгими зимними вечерами собирались в семьях фронтовиков и разговаривали о будущей победе нашего народа в войне. Это было трудное время.
    И конечно же, самым радостным событием, которое запомнилось Нине Ивановне, была Победа. Вся деревня выбежала на улицу, кто кричал, кто плакал, кто смеялся. Но все радовались, что война закончилась.
  2. Начало учительского пути
    В октябре 1943 года, в самый разгар военных действий, Нина Ивановна первый раз вошла в Хариловскую начальную школу. Именно в те нелегкие дни начала молодая учительница свою педагогическую карьеру. А через год, в августе 1944 года, её назначили заведующей и учителем Кривцовской начальной школы. В то время в школе обучалось 50 человек. Многие дети остались без отцов. Семьи нуждались в помощи, не хватало одежды, питания. А так как школа работала в две смены, дети второй смены ждали окончания первой, чтобы надеть на себя одежду братьев и сестер. Но ученики со страстью постигали основы наук, они тянулись к своей учительнице. Она была для них не только учителем, но и самым верным надежным другом. Они доверяли ей свои тайны, спрашивали совета. Она платила им любовью, давала прочные знания.
    «В январе 1945 года оформилась на учебу в Юрьев – Польское педагогическое училище на заочное отделение», – так пишет Нина Ивановна в своей автобиографии. А в январе 1949 года закончила это училище и получила аттестат. В аттестате читаем: «Совет Юрьев-Польского педагогического училища своим решением от 12 января 1949 года присваивает Логиновой (Евстратовой) Нине Ивановне звание учителя начальной школы». Звание учителя, которым Нина Ивановна будет гордиться всю свою жизнь и которое гордо пронесет через всю свою педагогическую деятельность.
  3. Работа в Аньковской школе. Учительство её призвание
    С 20 августа 1953 года Нина Ивановна начала работать учителем начальных классов Аньковской школы. В этой школе она проработала 43 года. По её признанию это лучшее время её жизни. Нина Ивановна отмечала, что коллектив учителей отличался высокой профессиональной подготовкой, культурой, педагогическим тактом, честностью и справедливостью.
    А Нину Ивановну всегда отличала активная жизненная позиция. В течение десяти лет она руководила школой передового педагогического опыта. Очень часто на её уроках присутствовали учителя из разных школ района. На ее опыте они учились педагогическим премудростям. В ходе разбора увиденных уроков педагоги отмечали, что положительного для себя нашли они в работе коллеги, высказывали пожелания, и Нина Ивановна всегда откликалась на эти пожелания.
    Нина Ивановна была частым гостем на научно-практических конференциях учителей Тейковского, Комсомольского, Фурмановского, Гаврилово-Посадского районов, города Иваново. Причем не просто слушательницей, а докладчицей, которой аплодировали коллеги за её постоянный поиск, за её неудовлетворенность достигнутым, за её самоотверженную преданность профессии. Педагоги многому учились у опытной учительницы. Благодаря ее советам учились слушать и слышать детей. Они никогда не стеснялись обратиться к Нине Ивановне за помощью. Были уверены, что она всегда выслушает, поможет.
    Своей энергией Нина Ивановна заряжала всех. Ее коллеги всегда поражались, откуда столько идей и замыслов? Ответ один – из щедрой души, наполненной любовью к своей профессии, к своим ученикам.
    В аттестационном листе 1988 года читаем такую характеристику: «Особенность её работы – постоянный поиск нового, стремление активизировать мыслительную деятельность учащихся, связывать преподавание с жизнью. Она чутко относится к идеям новаторов и творчески претворяет их в работе с детьми. Ежегодно ею проводятся открытые уроки для учителей школы и района, которые получили высокую оценку, а с 1985 года все её уроки стали открытыми».
    Неподдельная искренность, несомненный педагогический талант учителя завоевали привязанность и любовь детей. Нина Ивановна воспитала не одно поколение аньковских школьников, а многие из них многого добились в жизни, но с благодарностью вспоминают свою первую учительницу.
    Ее ученики утверждают: «Нина Ивановна была мудрым и справедливым педагогом. Всегда выдержанная и требовательная, она умела приструнить расшалившихся озорников, но вместе с тем всегда проявляла любовь к ученикам, понимала их». «Даже слабоуспевающих детей она умеет заставить поверить в себя, почувствовать интерес к учебе», – читаем в аттестационном листе 1983 года.
    Несмотря на то что работа учителя требует много времени на подготовку уроков, проверку тетрадей, на дополнительные занятия с учениками, Нина Ивановна находила время и для общественной работы.
    В аттестационном листе 1988 года читаем: «Учительница принимает активное участие в общественной жизни. Она председатель профсоюзного коллектива школы, руководитель стажерской практики молодой учительницы Дурдиной М.Б., заместитель председателя Совета ветеранов. Как член общества «Знание» часто выступает с лекциями перед населением.
    Евстратова Н.И. – человек с обострённым чувством долга, любит детей, школу, сознаёт труд как творчество. Её учащиеся имеют глубокие, прочные знания. В 1986-1987 учебном году все учащиеся её класса успешно сдали экзамены».
    Основную задачу, которая стояла перед учителем того времени, можно было сформулировать так: «Не научили ученика на уроке, учите после уроков». Педагогическим правилом Нины Ивановны было научить ученика наукам на уроке, сколько бы умений и сил на это не потребовалось. За всю работу в школе у неё не было ни одного второгодника.
    Педагогической деятельности, которая стала ее жизнью, Нина Ивановна посвятила более 50 лет. Она могла сделать блестящую карьеру, но вместо этого скромно продолжала учительский труд, осталась верна профессии учителя начальных классов, своим маленьким ученикам.
  4. Заслуженные награды
    Старания учителя не остались незамеченными. 26 октября 1963 года Нина Ивановна отмечала очередной день рождения. По радио зачитали Указ Президиума Верховного совета о присвоении Евстратовой Нине Ивановне звания заслуженного учителя школы РСФСР. Неожиданная весть внесла в душу учительницы радостное смятение. Волнение, трепет. В первые минуты она не поверила в сказанное. Потом были телеграммы от друзей, поздравления от учеников и коллег. Пришлось принять эту новость, как свершившееся событие. Вот так в день её сорокалетия судьба преподнесла Нине Ивановне огромный подарок, неожиданный и заслуженный. Заслуженный её многолетним педагогическим трудом.
    В 1967 году имя Евстратовой Нины Ивановны было занесено в областную Книгу почета работников народного образования, а в 1972 году – в Книгу почета «Летопись юбилейной трудовой вахты».
    В 1970 году Нина Ивановна была награждена медалью «За доблестный труд» и почетной грамотой за активное участие в распространении новых методов обучения и помощь учителям. В 1974 году еще одна награда – почетная грамота райкома КПСС за долголетний добросовестный труд.
    В 1978 году Нина Ивановна стала делегатом 3-го Всесоюзного съезда учителей. Нам удалось найти стено-грамму материалов съезда и в списках участников съезда от Ивановской области увидеть имя Евстратовой Н.И. В семейном архиве сохранились фотографии делегации учителей Ивановской области, участников съезда. Среди них и Нина Ивановна.
    В 1981 году Нина Ивановна стала участницей заседания «круглого стола» при Министерстве просвещения РСФСР.
  5. Учитель об учителе
    У каждого свои воспоминания о школе, о людях, которые оставили след в сердце. Вот так вспоминает о педагогической деятельности Нины Ивановны её коллега из Ильинской средней школы Любовь Александровна Будинина: «Я вместе с учителями Ильинской школы бывала на открытых уроках в Аньковской школе. Особенно меня поразили уроки Евстратовой Нины Ивановны. Отличало начало уроков Нины Ивановны. Ученики, приветствуя учителя, проговаривали какие-то слова (к сожалению, я их не помню). Это настраивало детей на учебную работу. Глаза ребятишек неотрывно следили за своей учительницей, а она, как дирижёр, вела их за собой. Урок проходил незаметно. Но сколько за эти 45 минут откладывалось в головах ребятишек. Для меня уроки Нины Ивановны были волшебством. Я старалась работать так, как она. В моей душе она стала доброй наставницей. А когда она бывала на уроках учителей Ильинской школы, то всегда шла к молодым учителям. После уроков тактично она раскладывала весь урок по полочкам. И это была наука анализировать урок».
    А вот как говорит о Евстратовой Н.И. учитель Аньковской школы М.Б. Марычева: «Учитель – одна из самых сложных профессий на земле. От педагога требуется глубокое знание предмета, чуткое понимание детей. И такой была Евстратова Н.И. – мой первый учитель. Она управляла классом, так дирижёр оркестром. Умела вовремя опросить каждого ученика, пошутить, снять усталость, удивить, как артист. Ведь сколько нужно труда и терпения, чтобы из маленьких, непослушных детей выросли умные, стремящиеся к своей цели в жизни люди! Она была строга и требовательна во всём. Так уж вышло, что Нина Ивановна стала моим наставником. В 1987 году я пришла работать молодым педагогом в родную школу. Поэтому, попав к ней на стажировку, поначалу боялась, было страшновато. Но после нескольких разборов моих уроков страх улетучился, а пришло вдохновение и любовь к выбранной профессии педагога. Нина Ивановна вдохновляла меня своим примером, как учитель, наставник, друг и общественник, которому можно было доверять.
    Именно Нина Ивановна научила меня когда-то грамотно писать, говорить, мыслить, любить Родину, за это большая благодарность и признание ученика своему учителю и наставнику. Нина Ивановна – это герой, человек на которого хочется равняться. С детства у меня была мечта стать учителем. Благодаря Нине Ивановне мечта сбылась. Вот уже 37 лет я работаю учителем начальных классов, и с возрастом и опытом к человеку приходит большее понимание, кого и что нужно ценить в жизни! Я очень рада и горда, что такой человек как Нина Ивановна Евстратова был в моей жизни».
  6. Заключение
    Размышляя о профессиональных достижениях и мастерстве Евстратовой Нины Ивановны, можно с уверенностью сказать, что главными слагаемыми её успеха, которые определяли её путь в педагогике, были огромное трудолюбие, добросовестность и любовь к своему делу.
    Мы каждый день сталкиваемся со многими учителями, порой, не придавая этому большого значения. Но труд учителя и воспитателя заслуживает искреннего признания, ведь работа педагога требует колоссального терпения и постоянного профессионального совершенствования.
    О. ВОРОБЬЕВА, директор МКОУ Аньковской СОШ.
    (По материалам школьного музея и исследовательских работ учащихся МКОУ Аньковской СОШ).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *