Каких изменений ждать школам в этом году

В 2025 год российская система образования не во-шла, а, скорее, ворвалась – на волне инициатив, дискуссий, мнений «за» и «против» по многочисленным вопросам, которые обсуждали учителя, школьники, родители весь предыдущий год и даже буквально за несколько дней до наступления нового.


О чем будут говорить в этом году? Каких решений ждать? К чему готовиться?
Но для начала – о том, с чем идем в новый год. По данным минпросвещения, Россия во-шла в десятку ведущих стран по качеству общего образования. Также мы в топ-5 стран по результатам международных олимпиад школьников. В 2024 году все участники российских сборных завоевали медали – 31 золотую, 9 серебряных и 2 бронзовые. Во Всероссийской олимпиаде школьников приняли участие 7 миллионов человек (сейчас, кстати, в разгаре ее региональный этап).
По словам министра просвещения, качество образования в целом не понизилось, а по некоторым предметам даже стало лучше. Об этом говорят средние баллы ЕГЭ. Так, общий средний балл ЕГЭ по стране в 2024 году составил 66 баллов, а, для сравнения, в 2015-м – 59,9 балла.
Почти в два раза меньше стало неуспевающих школьников: процент условных двоечников за пять последних лет снизился с 25 до 15. А процент абитуриентов, которые поступают на педагогические направления в вузы, повысился. Они на втором месте по популярности после информационных технологий.
С 1 марта 2025 года вступит в силу закон, запрещающий другим ведомствам запрашивать дополнительные отчеты у педагогов дошкольного образования и колледжей, по аналогии с учителями школ. Так, теперь и для школьных учителей, и для воспитателей в детских садах, и для преподавателей в вузах определено число обязательных документов, сверх которых руководство не имеет права ничего требовать. За соблюдением этой нормы будут строго следить.
А вот новость буквально первых рабочих дней 2025 года: в России могут разрешить дистанционное поступление в колледжи. О чем речь? Подготовлен проект постановления правительства о внесении изменений в положение о работе суперсервиса «Поступление в вуз онлайн». Документ опубликован для общественного обсуждения, которое продлится до 24 января.
Предлагается расширить функции суперсервиса – добавить возможность подавать с его помощью заявления на поступление в колледжи и техникумы. Сейчас онлайн-поступление через суперсервис доступно только абитуриентам российских вузов.

Не смотри на часы?
В 2025 году Госдума совместно с правительством займется снижением нагрузки на школьников.
«Со стороны правительства есть понимание необходимости пересмотра учебной нагрузки в школах, – сообщил в своем Telegram-канале председатель Госдумы Вячеслав Володин. – Планируем включить этот во-прос в число приоритетов на 2025 год и совместно с правительством выработать решения».

По данным исследований, только в «началке» на занятия уходит 47 часов в неделю – здесь и уроки, и кружки, секции, и домашние задания, объем и сложность которых часто обескураживает родителей. У почти 60 процентов детей не хватает времени на увлечения или хобби. Как быть?
В 2025 году в приоритете у Госдумы и правительства – вопрос снижения нагрузки на школьников. У почти 60 процентов детей после школы не хватает времени на увлечения или хобби
«Убрать часы – это формальный подход, содержательно-то все останется. Утверждены федеральные программы, составленные с учетом новых ФГОСов, и уменьшение часов, скорее всего, повлечет самостоятельное изучение материала, что отразится на качестве образования, – говорит директор. – А вот что можно сделать, так это перераспределить нагрузку. Освободить детей от объемных домашних заданий, которые вполне успешно можно делать в школе. Для этого необходимо менять методику, построить преподавание так, чтобы ученики не только усваивали новый материал на уроках, но и закрепляли, отрабатывали его в классе и на «внеурочках».

Строго в профиль
Накануне нового года в Госдуму внесен законопроект, предлагающий изменить правила поступления выпускников колледжей в вузы: запретить поступать без ЕГЭ на непрофильные направления. Сейчас по закону после колледжа не нужно сдавать ЕГЭ при поступлении в университет, даже если направление предыдущего образования никак не совпадает с выбранным в вузе. Как отмечают авторы законопроекта, часты ситуации, когда, допустим, выпускник программы бухучета в колледже подает документы, к примеру, на “лечебное дело”.
В минобрнауки думскую инициативу поддержали. Кстати, за последние годы число выпускников колледжей, которые решили продолжить обучение в университете сразу после получения диплома СПО, выросло почти в полтора раза. А среди школьников интерес к колледжам растет: 62,5 процента девятиклассников выбирают сегодня поступление в колледжи на рабочие профессии.

«Пара» ласковых
Все говорит о том, что в этом году снова будут обсуждать возвращение в школу оценок по поведению. В декабре 2024-го тема в очередной раз зазвучала, причем уже на новом уровне. Владимир Путин проводил заседание Совета по правам человека и удивился тому, что в школах никак не оценивается поведение учеников.
В Госдуме уже готовят законопроект о возвращении оценок за поведение. Но прежде всего, и на этом акцентировал президент, нужно выработать справедливые критерии такого оценивания. Напомним, оценки по поведению уже были в истории отечественной школы, но в какой-то момент эту практику отменили. Значит, на то были веские причины. И одна из них – субъективность таких оценок. Оценки по поведению точно будут обсуждать, но не только их.
Среди инициатив, которые всколыхнули школьные и родительские чаты, – средняя оценка в дополнение к баллам ЕГЭ. Такая оценка должна будет учитывать знания по всем предметам, а не только тем, по которым школьник сдает Единый госэкзамен. Зачем? По мнению автора инициативы, главы Совета по правам человека Валерия Фадеева, школьники сегодня фокусируются только на тех предметах, по которым будут сдавать ЕГЭ, а другие – проседают. Результатом же обучения в школе должны быть знания по всем предметам, а не только по тем, которые нужны для поступления в вузы. Мнение поддержала и президент Российской академии образования Ольга Васильева. По ее мнению, нужен механизм, который учитывал бы все достижения, способности и таланты выпускника в комплексе, а ЕГЭ этого не может обеспечить в полной мере.

Разговоры о каждом
К 1 мая 2025 года цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» должен быть дополнен новыми темами, посвященным русскому языку и известным русским писателям. Такое поручение по итогам заседания Совета по реализации госполитики в сфере поддержки русского языка и языков народов РФ дал президент Владимир Путин. Ответственные – минпросвещения совместно с администрацией президента.
Сегодня «Разговоры о важном» – это занятия, которые проводятся в российских школах с 1-го по 11-й класс на первом уроке по понедельникам. Занятия идут уже третий год, и их цель – «развитие патриотизма, воспитание нравственности и историческое просвещение» Вместе с обновлением курса в соответствии с поручением президента минпросвещения также будет прорабатывать в наступившем году вопрос введения «Разговоров о важном» в детсадах для малышей с пяти лет. Каждый урок посвящен какой-то важной дате в истории страны, известной личности или знаковому событию.
В Рособрнадзоре прокомментировали информацию о том, что «начат процесс отмены ЕГЭ». По словам главы Рособрнадзора Анзора Музаева, перспективы развития вариантов и форм государственной итоговой аттестации очень подробно рассматриваются в создающейся Стратегии развития образования до 2036 года. Ее должны представить в марте.

  • Предложения по совершенствованию ЕГЭ и ОГЭ уже широко обсуждались в августе 2024 года, – прокомментировал «РГ» Музаев. – Мы определили направления для дальнейшей работы. Предложения различных спикеров фиксируем и будем включать их в обсуждения в рамках формирования Стратегии развития образования.
    Анзор Музаев подчеркнул: об отмене Единого госэкзамена в ближайшие годы речи не идет.
  • Все изменения в этой серьезнейшей сфере мы анонсируем за несколько лет, чтобы выпускники могли заранее к ним приготовиться, – заверил Музаев. – Всем старшеклассникам рекомендуем спокойно продолжать учебу и подготовку к экзаменам, опираясь на официальную информацию, размещенную на официальных ресурсах Рособрнадзора и Федерального института педагогических измерений.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *