Звон колоколов – напоминание людям о вечном

Колокольный звон сопровождал православного человека всю жизнь – с колокольным звоном рождался ребенок, совершались таинства крещения, венчания, отпевания. При победе над врагом радостным звоном встречали победителей. В народе говорили, что если икона – это молитва в красках, храм – молитва в камне, то колокол – это молитва в звуке, икона звучащая.

В конце 19-го – начале 20-го веков были написаны работы крупнейших производителей колоколов в Российской империи М.И. Пыляева («Исторические колокола», 1897 г.) и Н.И. Оловянишнкова («История колоколов и колокололитейное искусство», 1912 г.). Могли ли они предполагать, какая судьба ожидает эти русские национальные святыни в последующие десятилетия? Как известно, колокольному богатству русской Православной церкви был нанесен урон в 20-30-ые годы 20-го века.
Искусство русского церковного колокольного звона уникально и представляет собой не только великое духовное явление, но и подлинный шедевр мировой культуры. На территории современного Ильинского района до 1917 года действовали почти полсотни храмов. Каждый из них имел свои звоны. В настоящее время в районе действуют 9 приходов. Стараниями о. Гермогена каждая приходская церковь, кроме Исаевской, имеет свои колокола. Таким образом, былое колокольное величие восстановлено менее чем на четверть. Проблема еще и в том, что Декрет, принятый 100 лет назад, в сознании людей действует до сих пор.
На примере событий в Ильинском районе Ивановской области можно проследить историю гибели церковных колоколов.
Об антирелигиозной пропаганде многие привыкли говорить с усмешкой. Колокольная война, развернувшаяся в 20-30-ых годах, всеми забыта, но о ней пора вспомнить. Никто не пытался установить, как проходила ликвидация колоколов в Ильинском районе, а это интересная и трагическая история.
Несмотря на солидную законодательную базу, весь процесс прекращения колокольного звона шел с нарушениями: без учета мнения верующих, несмотря на протесты.

Как почитали колокола на Руси
Колокольный звон – неотъемлемая часть православного богослужения. Он веками размерял жизнь человека: течение дней, возвещая время трудиться и время отдыхать, время бодрствовать и время спать, время веселью и время скорби. Колокола оповещали о грозящем стихийном бедствии и о приближении врага, они созывали мужчин для борьбы с неприятелем и встречали торжественным звоном победителей, собирали граждан для обсуждения важных дел и призывали народ к восстаниям в годы тирании.
К колокольному звону как к богатейшему музыкальному материалу обращались многие русские композиторы М. Глинка, М. Мусоргский, П. Чайковский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков и др. В русских операх можно отыскать все виды звона – от стандартных сигналов до замечательных образцов колокольного искусства. Люди верили, что колокольный звон способен творить великие чудеса: отгонять злые силы и исцелять болезни, уберечь от эпидемии, прекратить засуху и голод.
Советское законодательство в отношении церкви и конкретно колоколов и колокольного звона сформировалось к 1929 году. Снятие колоколов в молодой советской стране достигло своего апогея в начале 30-ых годов. В начале атеистической колокольной войны база свободных колоколов была довольно ограничена, ибо власти могли снимать их только с ликвидированных, то есть закрытых церквей.
В борьбу с церковными колоколами включились наркоматы юстиции, внутренних дел, ЦК ВЛКСМ, наркомфин, областные, городские, уездные и районные власти, сельсоветы. Трудовые коллективы фабрик, заводов принимали решения о запрещении колокольного звона и сдаче колоколов в фонд индустриализации. Под запрет попала даже песня А. Алябьева на стихи И. Козлова «Вечерний звон».
30 мая 1931 г. ВЦИК утвердил положение о постоянной центральной комиссии по во-просам культов и о местных комиссиях. На комиссию возлагались обязательства «общего руководства и наблюдения за правильностью проведения в жизнь политики партии и правительства в области применения законов о культах на всей территории РСФСР». Сразу же по-сле появления комиссия начала активную деятельность по разработке законодательной базы. Так, в 1929 г. был принят закон об урегулировании колокольного звона. Была создана организация для борьбы с религией – Союз воинствующих безбожников во главе с Е. Ярославским. Союз вел активную антирелигиозную агитацию, в том числе и по запрещению колокольного звона и снятию церковных колоколов. По инициативе этой организации была объявлена «безбожная пятилетка» (1932-1937 г.г.).
Разделкой колоколов и распределением лома занимались специально образованные общесоюзные тресты – Рудметаллторг и Металлолом. Была определена цена колокольного лома – 15 рублей за пуд. На места доводился план заготовки колокольной бронзы. Мощным стимулом к закрытию храмов было и то, что 40 процентов вырученных от реализации сумм шло в местный бюджет. 60% шло главнауке.

Как замолчали колокола в Ильинском районе
В начале 30-х годов был практически утрачен контроль над снятием колоколов, что даже вызывало беспокойство комиссии по делам культов. Колокола беспланово снимались местными властями до решения облисполкома и использовались местными органами по своему усмотрению.
Например, в погосте Фантырево Гаврилово-Посадского (ныне Ильинского) района, Каблуковоского сельского совета в июне 1934 года председатель сельсовета Федоров явился к церковному старосте с предписанием о снятии колоколов для раздачи по деревням добровольным пожарным дружинам. По этому поводу председатель церковного совета Дмитрий Андреевич Виноградов в своем заявлении в областной исполнительный комитет культкомиссии пишет (сохранена орфография и стилистика автора): «…Верующие очень взволнованы и просят облисполком дать разъяснения по этому вопросу. Может ли сельский совет снять у нас колокола. У нас за церковью не числится никаких государственных долгов…»
Облисполком 2 июня 1934 года пояснил местным властям «…Просьба в срочном порядке проверить указанные факты на месте и, если они действительно имеют место, действия сельсовета следует немедленно выправить, как противозаконные …».
Колокола были сняты через три года, в октябре 1937 г., а церковь ликвидирована в сентябре 1938 г. На сегодняшний день нет села Фантырева, в этой местности осталось только старое кладбище.
К концу 30-х годов была сформирована процедура снятия колоколов и передача их в Металлолом, которая должна была придать этим антицерковным акциям «законный» вид. Во многих случаях закрытие церквей и снятие колоколов райисполкомами и облисполкомами было преподнесено как желание населения.

Вот как эти события развивались в Анькове 
22 февраля 1936 года в колхозе имени Калинина прошло собрание. Сотрудники Аньковской МТС и МТМ 31 марта 1936 года на собрании решили, что на основании того, что колокола «являются совершенно лишними, в то время как наша страна при таком огромном размахе строительства ощущает некоторый недостаток цветного металла…» постановили: «просить сельский Совет колокола снять и звон прекратить…».
10 февраля 1936 года учащиеся районной колхозной школы на своем собрании обратились с просьбой в райисполком о снятии колоколов и «на полученные средства оборудовать культурные учреждения клуб и кино…». Видимо, вопрос о снятии колоколов затянулся, потому что следующий протокол датируется 29 июня 1937 года. Это было собрание работников кооперации Аньковского сельпо. Собрание постановило: «снять колокола, имеющиеся в Аньковской церкви, и присоединиться всем остальным организациям и просить облисполком о разрешении снятия их и данные средства израсходовать на культурные мероприятия».
В том же Анькове 27 июня 1937 года состоялась молодежная конференция, на которой присутствовало 97 человек. Один из вопросов – о снятии колоколов. Присутствующие единогласно постановили «…о снятии колоколов и передаче их Советам на оборону СССР. Одновременно с этим провести среди населения разъяснительную массовую работу». Основная цель снятия колоколов в Анькове – на ремонт культурных учреждений, на культурные мероприятия.
Вопрос в Анькове решался непросто, даже при такой мощно организованной кампании. Видимо, были и жалобы верующих, но в данном деле их нет. Принятие решения о снятии колоколов проходило с нарушениями. Этот вопрос рассматривался на заседании президиума Аньковского сельского Совета, президиума райисполкома. Президиум облисполкома 30 октября 1937 года постановил: учитывая ходатайства граждан, «утвердить решение Ильинского райисполкома от 1 октября 1937 года о прекращении колокольного звона в церкви и селении Аньково».
В книге игумена Гермогена «По святым местам земли Ильинской» читаем: «Аньковцы всегда заботились об облике своих храмов… На свои сбережения они построили богатое убранство церкви, колокольню…Шатровая колокольня начала 18-го века – один из лучших образцов подобных сооружений в Ивановской области. По рассказам старожил, звон колоколов в ясную погоду был слышен на много километров».
На сегодняшний день в Анькове существует колокольня, которая является памятником архитектуры федерального значения. Колоколов на ней нет. В Троицкой церкви работает дом культуры. Восстанавливается храм Сергия Радонежкого, где прихожан встречают 3 колокола.

По-другому сценарию развивались события в селе Гари
Для закрытия и снятия колоколов был выбран удобный момент: верующим необходимо было сделать ремонт церкви.
В архиве нашли дело № 521, (1935-1936 г.г.), в котором подшит акт осмотра церкви от 14 июня 1935 года. Комиссия облисполкома отмечает, что «… колокольня в виду большой нагрузки имеет трещину внизу и имеет наклон на церковь, вследствие чего угрожает опасность. Цоколь колокольни отстал совершенно толщиной в один кирпич в виду сильной нагрузки колоколов, которые повешены не по размеру фундамента… В целях предосторожности разрушения и опасности требуется уменьшение нагрузки давления на фундамент, снятие колоколов…». Комиссия требует коренной ломки колокольни и отмечает, что в таком состоянии дальнейшая служба в церкви невозможна до производства полного ремонта и предлагает срок до 15 июля 1935 года.
Из переписки религиозной общины с различными органами следует, что в отпущенный месячный срок ремонт не был произведен. Верующие просят отсрочку и пишут прошение 10 июля 1935 во ВЦИК. 26 августа 1935 г. пишется еще одно прошение в облисполком, подписанное 261 человеком, где верующие просят открыть церковь и берут на себя обязательство произвести ремонт.
27 сентября 1936 года другая комиссия пишет акт осмотра гарской церкви, который слово в слово повторяет предыдущий.
5 декабря 1935 года президиум Ильинского райисполкома выносит решение: «Ходатайствовать перед облисполкомом о расторжении договора и изъятии из пользования данной общины молитвенного здания. Учитывая, что в Гарях в 1936 году организуется МТС, считать необходимым ликвидацию молитвенного здания и передачу его МТС для хозяйственных целей. Ввиду того, что колокольня церкви имеет наклонность и угрожает обвал, предложить РАЙФО произвести снятие колоколов».
Еще несколько месяцев верующие гарского прихода боролись за сохранение храма. По воспоминаниям местной жительницы Софии Николаевны Кориной, 1946 года рождения, ее мать говорила о том, что рушилась церковь после 1935 года. Закрыта церковь была постановлением Ивановского облисполкома от 03.02.1939 г.

В 1936-1937 годах в Ильинском районе активно проходили собрания колхозников, на повестке дня которых остро стоял вопрос о снятии колоколов. Причины для снятия колоколов были разными. Например, в колхозе имени Буденного (М-Вязовицы) 22.10.1937 г. слушали тов. Година, председателя Зиновского сельсовета, который указал на опасность, «на гнусные вылазки троцкистов-зиновьевцев, которые хотят нарушить наше мирное строительство социализма, хотят втянуть нашу страну в войну… Но это им не удастся! Мы все, как один, встанем на защиту нашей родины… вместе с этим мы единогласно постановляем снять с Ново-Архангельской церкви колокола и передать их государству на укрепление обороны страны…»
В колхозе «Новый быт» (с. Лазарцево-Фомино Л-Фоминского сельского совета) 02.02.1938 г. товарищ Суслов И.А. говорил колхозникам о том, что «колокольный звон нам пользы не дает и что под колокольный звон классовый враг ведет свою работу…»
В колхозе «13 октябрь» (д. Шумятино, Л-Фоминского сельского совета) 04.01.1938 г. председатель сельсовета Кошечкин Я.Д. в своем разъяснении по вопросу о прекращении колокольного звона и снятии колоколов также говорил о том, что «… церковь является крышей для проведения антисоветской работы… притоном для вражеских группировок…»
На собрании колхозного актива колхоза «Красная горка» с. Исаевского слушали председателя Исаевского сельсовета тов. Груздева В.А, который говорил «…о нарушении трудовой дисциплины в колхозе через агитацию отдельных колхозников как то – через посредство колхозницы Гатиловой К.А. сделан срыв в выходе на работу 27 июня с целью идти на службу в церковь – под агитацией со стороны церковного совета, который является полным нарушением колхозной жизни…» На этом же собрании было решено после снятия колоколов «…вырученные средства за металл направить на приобретение рукавов для пожарной дружины».
Указанные выше причины приводят в своем заявлении и верующие Исаевской церковной общины, которые жалуются на неправильные действия сельсовета. В частности, верующие пишут «голосование везде одно показывает против снятия, чтоб колокола оставить. Но сельсовет на этом не успокаивается. На решение общей массы начинает под видом общих собраний и решений общей массы решать дело с одним лишь активом сельсовета и колхоза и где актив постановил колокола снять. Но мы, верующие и неверующие, не желаем данного скрытого руководства…» Анализ показал, что в большинстве случаев на собраниях, действительно, присутствовала лишь небольшая часть проживавших в деревнях людей.

Из воспоминаний Е.В. КАБАНОВОЙ
Как происходил процесс снятия колоколов, сумели узнать у Кабановой Екатерины Васильевны, 1919 года рождения, уроженки села Филюково. Она была свидетелем снятия колоколов в церкви Никола Дор. «Когда мне было лет 10 (примерно 1929-1930 г.г.) я видела, как снимали колокола. Их не снимали, а бросали на землю. Колокола падали и разбивались. Сбрасывали их чужие, приезжие люди с помощью цепей. Внизу стояли священники и молились. Никого из местных жителей не было, не пришли, потому что боялись… Колокола некоторое время лежали на земле, а потом их увезли. Говорили, что на переплавку. Люди плакали, жалели…»
Екатерина Васильевна рассказала о применении колоколов в с. Ильинском уже в послевоенные годы. Колокольня тогда стояла рядом с домом культуры (бывшим храмом) и использовалась как пожарная каланча. На верхнем ярусе висели три небольших колокола. Они звонили только в случае пожаров. Ей доводилось дежурить, как добровольному пожарному дружиннику. Она помнит, что звук колоколов был разным и очень красивым.
О том, как рушилась колокольня в с. Никольском, рассказывает исследовательская работа «Да не прервется связь времен», выполненная курсантами ВПК «Витязь».
Старожилы поведали отцу Алексею, что рушить храм после революции сюда приезжали неоднократно. Однажды прислали сюда в Никольское глухонемых из Иванова. Они у колокольни порушили основание, выложенное кирпичом, а деревянные переводы подожгли и завалили колокольню. Эти события относятся к 1934 году. Колоколов в храме уже не было.

Вызывает интерес история хлебницких колоколов
Из книги «Негасимый свет» известно, что в храмовом комплексе Дмитрия Солунского была самая большая в районе пятиярусная колокольня. Был здесь и самый большой на ильинской земле колокол. По словам очевидцев, когда сбрасывали колокола в начале 40-х годов, самый большой многопудовый колокол наполовину ушел в землю.
Вот так рассказывала о закрытии храма в с. Назорном Т.Н. Годяева, 1933 г.р.: «Я помню закрытие храма в с. Назорном в 1937 году. Хорошо запомнилось, как жгли книги. Иконы разобрали жители с. Назорное. Раньше сняли колокола. Говорили, что большой отправили на переплавку, а маленький долгие годы висел у «пожарки». Он исчез много лет спустя, после войны. Родители вспоминали, что колокольный звон Назорновского храма был слышен даже в Ростове».
Продолжение этой истории имеется у игумена Гермогена. Он поведал о том, что колокол был сохранен одной из жительниц деревни, передан в Воскресенский храм, где и находится ныне, созывая своим звоном прихожан на службы.

Как люди слагали легенды о замолчавших колоколах
У деревенских жителей, воспитанных по православным канонам, снятие колоколов вызывало потрясение. Очевидно, что местное население боялось открыто выражать свой протест, поэтому события, связанные со снятием колоколов, обрастали легендами.
Например, беседуя со старожилами, узнаёшь, что колокольный звон Назорновской церкви был слышен в Ростове, а ростовские звоны по праздникам слушали жители с. Ивашаева. Кто знает, так ли это? Теперь проверить невозможно…
Жительница поселка Ильинское Есергепова Елена Анатольевна, 1926 года рождения, поведала историю о том, как снимали колокола с ильинских храмов: «Несколько жителей Ильинского, в том числе мой отец Китаев Анатолий Николаевич, 1899 года рождения, понесли колокол в сторону Большого пруда, мимо пожарного пруда по Первомайской улице. Колокол вырвался из рук и покатился вниз по улице к Большому пруду. Между огородами и берегом пруда было заболоченное место. Докатившись до берега, колокол исчез. Со стороны показалось, что он провалился сквозь землю. Сразу его не достали, а через некоторое время не смогли найти. Пытались еще раз его найти, когда чистили Большой пруд. В это время я училась в школе. Но колокол пропал…» Эту историю Е.А. Есергеповой рассказал отец. Легенды не проверяют, им принято верить – или не верить.

Ильинская земля обретает утерянные колокольные голоса
Из беседы с благочинным Ильинского благочиния игуменом Гермогеном выяснилось, что на сегодняшний день на ильинской земле существует 9 приходов. Все, кроме Исаевского, имеют на своих колокольнях колокола. В Ильинском храме поселка – квартет, в Никольском – три колокола, но есть еще 9 небольших (поддужных колоколов). В Аньковском храме Сергия Радонежского – три колокола. Среди них и колокол, переданный из Ильинского краеведческого музея. По три колокола – в с. Гари, в храме Георгия Победоносца, в с. Никольском в храме Святителя Николая. В с. Колягине в храме Дмитрия Солунского – один колокол. В Хлебницком храмовом комплексе Дмитрия Солунского уже 7 колоколов – от 450 кг до 7 кг весом. На самом большом колоколе изображена икона Дмития Солунского и выбит текст «… отлито для храма в веси Хлебницы…»
Колокола Воскресенского храма (в с. Воскресенском) в 30-е годы постигла та же участь, что и все остальные. Осколки колоколов еще долго находили у северной стены. Сегодня на колокольне – 5 колоколов. Три из них – новые. Это подарок храму сделан в 1997 году. Колокола производства московского завода ЗИЛ. А вот два колокола были установлены после открытия храма в 1945 году. Они сохранились в селах Ильинского района после колокольной войны и, в основном, исполняют роль набатных колоколов при пожарах. Еще один колокол – самый большой (около 120 кг) был без языка. Звонили в него, ударяя кувалдой. Колокол раскололи. Его удалось обменять на 4 новых, которые сейчас звонят в Ильинском храме поселка.
Приобретаются ильинские колокола в г. Тутаеве Ярославской области, на колокололитейном заводе братьев Шуваловых.
Имеется граммофонная пластинка с записью церковного звона начала 20-го века – звон воскресенских колоколов. Звонить в колокола может не каждый. Для этого нужен музыкальный слух, чувство ритма. Этому искусству можно научиться в духовных учебных заведениях. Искусство колокольного звона бережно передается из поколения в поколение. На ильинской земле в колокола звонят сами священнослужители, самостоятельно приобретая навыки.
Особенно наполняются наши села колокольным звоном на Пасхальной седьмице. Каждый может прийти в храм, подняться на колокольню и возвестить миру благую весть.
Русские колокола и искусство русского церковного колокольного звона уникально и представляет собой не только великое духовное явление, но и подлинный шедевр мировой культуры и истории. В течение нескольких лет плановым порядком было уничтожено все, что Православная Русь трепетно отливала несколько веков. Это одно из самых тяжких преступлений против русской культуры. В то время государство проводило антирелегиозную кампанию и снятие колоколов в частности. Россия катастрофически быстро теряла свое колокольное богатство. Количество уничтоженных в те годы колоколов не поддается учету.
Долг сегодняшнего поколения: после многих десятилетий гонения и разрушений национальных русских святынь позаботиться о возрождении колокольных традиций, вернуть былую славу колокольного звона.
«Нас не было – они звучали, мы уйдем, они все также протяжно и величественно будут напоминать людям о вечном».
Материал из исследовательской работы Е. Глазкова и Д. Масловой (научный руководитель Г.Д. Маслова).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осколки колоколов найденные у северной стены Свято-Воскресенского храма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Храм в с. Воскресенском.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *