Как коронавирус «заражает» российское образование

Из-за перехода на дистанционное обучение родители выпускников всерьез опасаются, что их дети не сдадут школьные экзамены и не поступят в вузы. А директора колледжей уже начали говорить о медиках и сварщиках с «виртуальными навыками».

Школы не готовы к дистанционному обучению
18 марта все школы Ивановской области отправились на досрочные каникулы. Постановление о карантине – правда, не по коронавирусу, а по гриппу и ОРВИ – выпустил региональный Роспотребнадзор. Приказ вышел 17 марта, в тот же день, что и указ губернатора о борьбе с коронавирусом. В нем глава региона, в частности, объявил о переводе на дистанционное обучение все вузы и колледжи.
Затем министр просвещения Сергей Кравцов объявил каникулы во всех российских школах. «До 12 апреля включительно в школах будут объявлены каникулы, при этом будет также организована поддержка дистанционного обучения школьников, открыты образовательные ресурсы», – сообщил глава ведомства. В своем выступлении он также говорил о том, что образовательный процесс из-за внеплановых каникул не пострадает: школьники будут учиться из дома.
Департамент образования за время плановых каникул – а в большинстве ивановских школ они значатся с 23 марта до 2 апреля – должен собрать сведения о том, как именно общеобразовательные учреждения намерены работать со школьниками. По словам начальника отдела общего образования ведомства Светланы Горошко, механизм еще только предстоит отработать. За дни каникул пройдут совещания с директорами и учителями, методическими объединениями. Педагогическая общественность должна будет решить, как именно лучше учить детей в совершенно новых условиях, с которыми российское образование никогда еще не сталкивалось.
Современные технологии позволяют использовать самые разные способы общения учителей со школьниками: социальные сети, мессенджеры, электронную почту, электронный дневник и скайп. Но в личных беседах директора школ признаются, что ситуация сложная. Многие оказались не готовы к новым реалиям и теперь просто не знают, как выйти из положения.
Никаких дистанционных технологий в школах, по словам руководителей, не существует в природе и за такой короткий период вряд ли что-то изменится. «Вы спрашиваете, пострадают ли одиннадцатиклассники из-за такого вот «обучения»? Конечно, пострадают, – говорит на условиях анонимности руководитель одной из ивановских школ. – Если нас продержат на каникулах до 12 апреля, а то и еще дольше, то будет очень сложно. Учителя, конечно, рвутся, то и дело подходят, разрешите нам хотя бы 11-й класс собрать, а я им запрещаю. Это слишком опасно, зараза расползается. Я и учителей-то хочу собирать в актовом зале, чтобы расстояние между ними было не менее метра. Организовать дистанционное обучение у нас в школе не получится. Мы уже все варианты рассматривали: создавать группы в соцсетях, в мессенджерах, организовывать звонки по скайпу. Но такой технической возможности у нас просто нет. Детям могу посоветовать лишь одно: сидеть дома и налаживать связи с учителями, пусть даже персональные. А мы будем рекомендовать детям федеральные порталы для самостоятельной подготовки. В данной ситуации это единственный выход».

Выпускники боятся, что сроки ЕГЭ перенесут
Родители одиннадцатиклассников тоже переживают, что вынужденные каникулы скажутся на результатах единого госэкзамена. В школах отменены не только уроки, но и платные элективные курсы для подготовки к ЕГЭ, на которые многие родители возлагали главные надежды.
«Репетиторы есть не у всех, мы к экзаменам готовились именно в школе, – говорит мама ученицы 11-го класса 56-й школы Елена Иванова. – Надеюсь, вопрос как-то разрешится. А сейчас школьникам приходится очень трудно. Не у всех детей в этом возрасте настолько развит самоконтроль, чтобы сидеть и заниматься дома самостоятельно. Моя дочь решает какие-то варианты с сайтов, например, РешуЕГЭ, но всё это как-то бессистемно. У нее не получается составить план, а я тоже не очень понимаю, как это сделать».
Сами школьники настроены более оптимистично. Так, по мнению Анастасии Ивановой, дочери Елены, ситуация с карантином неприятная, но в ней есть свои плюсы. Например, можно больше внимания уделять предметам, которые нужны на ЕГЭ. По остальным домашние задания делать не нужно, а они, говорит Анастасия, обычно отнимают драгоценное время. Единственное, чего боится выпускница – и эти опасения, по ее словам, разделяют многие сверстники, – переноса сроков сдачи ЕГЭ. «Ходят слухи, что ни школы, ни колледжи до конца учебного года так и не откроются и что ЕГЭ могут перенести или сделать дистанционным (сроки досрочной сдачи уже изменили). Если так, то сдвинется график приема в вузы. Больше всего пугает неизвестность. Нет никакой информации, нас уверяют, что всё будет хорошо, но я в это не верю», – говорит девушка.
Один из депутатов Госдумы действительно выступил с инициативой провести ЕГЭ дистанционно. По мнению ее автора, зампреда комитета по образованию и науке Бориса Чернышова, дети имеют право не только на образование, но и на здоровье и жизнь, а скученность людей в помещении, где проходит ЕГЭ, это право нарушает.
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев также допустил, что ЕГЭ основного периода будут перенесены на более поздний срок.

«Окей, Гугл, как принять роды?»
Непростая ситуация складывается и в колледжах, которые тоже перешли на дистанционное обучение. Многие специальности и профессии, по мнению директоров, просто невозможно осваивать виртуально: это кондитеры, пекари, автослесари, машинисты поездов. Обучение в колледжах отнюдь не теоретическое, студенты обязательно проходят учебную и производственную практику.
А есть профессии, в которых дистанционное обучение может впоследствии поставить под угрозу жизнь человека. И в первую очередь речь идет о медицинских работниках. Будущие врачи, медсестры, фельдшеры и акушеры могут учиться только на практике.
Именно поэтому, по словам директора Кинешемского медицинского колледжа Светланы Красновой, в медицине нет заочного обучения. «Наши студенты потом придут в практическое здравоохранение. И занятия, которые они пропускают, именно практические, – говорит Краснова. – Многие вещи они должны уметь делать руками. Мы учим их определенным манипуляциям, поэтому занятия невозможно сделать дистанционными. Наши студенты не имеют права пропускать занятия. Даже если они болеют, то потом индивидуально отрабатывают всё с преподавателем. Когда-то эти ребята начнут работать, и им, по-видимому, придется сказать своим пациентам: «Извините, мы эту манипуляцию делать не умеем, нас не научили, потому что в тот момент мы были на дистанционном обучении».
Сейчас Кинешемский медицинский колледж, как и все остальные, тоже ушел на дистанционное обучение. Пока студенты будут готовиться только теоретически, недели учебной практики начнутся после снятия карантина. Производственную практику, которую они проходят в Кинешемской ЦРБ, всё же не отменили.
Дарья БОБРОВИЦКАЯ.

В ТЕМУ

Школы Ильинского района перешли на дистанционное обучение

В целях обеспечения охраны здоровья обучающихся и нераспространения новой коронавирусной инфекции в школах области введён новый порядок обучения детей и способы общения учителей со школьниками. Ильинский район – не исключение.

Как организован учебный процесс в школах района в условиях коронавирусной эпидемии? Об этом мы попросили рассказать Людмилу Михайловну СОБОРНОВУ, начальника отдела образования администрации Ильинского муниципального района.

  • На время установленных Указом Президента России нерабочих дней с 7 апреля все образовательные учреждения Ильинского муниципального района перейдут на дистанционные образовательные технологии. Важно, что при такой организации учебного процесса и ученики, и преподаватели будут находиться дома, что позволит им не нарушать режим обязательной самоизоляции, установленный на территории Ивановской области. Кроме традиционных дистанционных технологий обучения в образовательных учреждениях будут применяться и другие форматы. Так, преподаватели могут взаимодействовать с учениками с помощью электронной почты, электронного дневника, мессенджеров и других дистанционных способов передачи информации.
    Во время самоизоляции будут использоваться образовательные порталы, на которых есть видеозаписи готовых уроков. Например, портал Российская электронная школа – это полный школьный курс уроков от лучших учителей России. Здесь есть практически все предметы. После объяснения материала учащимся предлагаются тренировочные и контрольные задания.
    Задача каждого без исключения педагога будет состоять в том, чтобы установить в соответствии с расписанием контакт с ребенком, дать ему задание для самообразования и установить возможность обратной связи для того, чтобы корректировать образовательную траекторию детей.
    В этой непростой ситуации важно учитывать, что не у всех учащихся и учителей есть техническая возможность для организации дистанционного обучения в домашних условиях (недостаточная скорость интернета или его отсутствие и др.). В данном случае администрация школ будет решать проблемы в индивидуальном порядке.
    Особое внимание будет уделяться учащимся 9 и 11 классов. Для них подготовлены методические рекомендации и демонстрационные материалы. Подготовка к государственной итоговой аттестации продолжится. Решение о назначении дат государственных экзаменов озвучит Министерство просвещения РФ.
    Напомним номера «горячей линии» по вопросам дистанционного образования детей: Департамент образования Ивановской области – 8 (4932) 32-71-69, 8-910-997-99-23. Отдел образования администрации Ильинского муниципального района – 8 (49353) 2- 12-03, 2-12-49.
    Электронные адреса: образовательная платформа «Российская электронная школа» – https://resh.edu.ru/
    Образовательная платформа «Учи.ру» – https://uchi.ru/
    Региональный портал дистанционного обучения школьников Ивановской области – http:portal.cioko.ru
    Е. ВЛАСИЧЕВА.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *