Опасные сельские мосты

Состояние некоторых переправ в области доставляет большие неудобства местным жителям. Они преодолевают их либо с риском для жизни, либо добираются в райцентры по объездным дорогам, увеличивая путь на десятки километров.

Машины приходится оставлять на другом берегу

Чертовищи – центр Сунженского поселения в Вичугском районе. Пугающее историческое название старинной деревни в перспективе должно привлечь сюда многочисленных туристов. Есть же в области родина Бабы-яги (Фурмановский район). Почему бы не быть и музею сказочного черта?

Местный краевед, бывший многолетний глава Чертовищенского поселения Михаил Белоус считает, что левобережная сторона притока Волги и сегодня привлекает туристов, в основном, москвичей. Они так влюбляются в вичугскую газифицированную «горную Швейцарию», раскинувшуюся на высоком берегу, что решают навсегда здесь поселиться.

«Дачники даже выступают против возобновления движения парома через Сунжу, – говорит Михаил Александрович. – Они готовы оставлять свои машины на правом берегу в Каменке и в соседних Чертовищах и переносить кладь по пешеходным висячим мостам, лишь бы никто не нарушал их спокойствие».

Но история и красота нашей малой родины, считают вичужане, должны служить всем людям. Однако привлекательные для туристов места становятся недоступными из-за состояния мостов, которые к ним ведут. А также отмены паромной переправы через Сунжу в районе Каменки.

Новость, подорвавшая имидж «вичугской Швейцарии»

Еще при Белоусе были газифицированы левобережные деревни, проведено туда освещение, отремонтированы центральные улицы. Стремились развивать туризм, привлекать в «вичугскую Швейцарию» федеральные средства.

Неожиданным ударом стало предписание прокуратуры закрыть в Чертовищах старый мост через Сунжу, а также обрушение переправы в Хренове, недалеко от Старой Вичуги, по которой в Семигорье едут туристы.

Вичугская прокуратура в судебном порядке требует снести объект как представляющий угрозу жизни людей. Проверка выявила, что мост выведен из эксплуатации и находится в ненадлежащем состоянии: «…местами разрушен, но доступ граждан не ограничен, что может привести к несчастным случаям (падениям, травмам), а также обрушению».

Как рассказала жительница соседней деревни Волково, завхоз Чертовищенской школы, Елена Смирнова, в деревне сразу три моста: «Есть пешеходный, вантовый, новый железобетонный, построенный несколько лет назад, и большой, еще дореволюционный. По нему можно пройти напрямую к центру деревни. По новому же нужно идти в обход. Однако у нас есть более серьезная проблема – мост в деревне Хреново Старовичугского поселения, по которому мы ездим в райцентр и к кинешемской трассе. Переправа обрушилась, там страшные дыры. До Вичуги 12 километров, и нам с мужем теперь приходится «пилить» на машине полчаса по объездной дороге».

Как сообщил глава Сунженского поселения Михаил Хлюпин, поселение еще в 2016 году передало полномочия по ремонту дорог и мостов району. Все три переправы в Чертовищах – собственность муниципалитета, но кадастровые документы находятся в стадии оформления. «Старый мост постройки 1912 года ни поселению, ни району не нужен. Но его ликвидация затратна. Никаких проблем с сообщением на Семигорье, Каменку и в левобережные сунженские деревни нет. Есть пешеходные мосты: в Каменке и в Чертовищах. Главный мост 2016 года постройки в Чертовищах действует. Более того, районная администрация обещает в будущем году с помощью областного правительства закупить паром для переправы через Сунжу и передать его на баланс одного из поселений», – поясняет Михаил Хлюпин. 

Но именно из-за аварийного хреновского моста гости района не могут попасть в туристическое Семигорье. И не только. Каждое утро Татьяна Барыбина ездит на работу в коррекционную школу-интернат в деревню Хреново в объезд, минуя этот мост, который разрушился летом прошлого года. «Как обходить людям? Малышей в больницу водят, в детский сад. Дети, как всегда, любопытны. Один полез, посмотрел, другой – и могут нырнуть туда. Пока ЧП не случится, наверное, никто не тронется с места», – сетует Татьяна Барыбина. 

С момента обрушения ничего не изменилось, говорят местные жители. Рядом с обвалом – всё те же кучи песка и дорожные знаки. Саму дыру так и не заделали, а потому она стала увеличиваться. Людям приходится совершать дальний объезд через Летяги.

Школьников возят на страх и риск

И таких опасных мостов в области достаточно. Переправа у деревни Скоково Ильинского района частично обрушилась в прошлом году. Сельский депутат Ивашевского поселения Надежда Калюжная бьет тревогу: «Объект находится на балансе райадминистрации, а у нее нищий бюджет. Летом ремонт не велся. А ведь по этой дороге возят детей на школьном автобусе в Аньково. «Скорая» и продовольственные автолавки тоже рискуют упасть в дыру».

Живописный Холуй, рассказала глава поселения Любовь Юдина, ожидает в следующем году строительства нового моста через Тезу. Департамент дорожного хозяйства по поручению губернатора Станислава Воскресенского внесет соответствующую строчку в областной бюджет.

Ежегодно затапливает и сносит мост через Нерль у деревни Новая Гаврилово-Посадского района, отрезая от трассы на райцентр Мирславль. В этом году его отремонтировали на средства областного бюджета после того, как переправу раздавил тяжелый лесовоз. Но жители Мирславля и деревни Лобцово, сообщила сотрудница администрации Новоселковского поселения Галина Козлова, ждут весной нового разрушения объекта.

Да и сама дорога Гаврилов Посад – Бережок – в ужасном состоянии. В Мирславль по-прежнему не ходит рейсовый автобус.

…Там, где за сельские мосты берется департамент дорожного хозяйства, приняв их в областную собственность, дело рано или поздно сдвигается в лучшую сторону. Но на эти цели нужно выделять субсидии и муниципалитетам. Ведь речь идет о безопасности и жизни людей.

Павел РАЗУВАЕВ, «ИГ».

Комментарий

Антон Догадкин, начальник отдела ЖКХ, строительства и транспорта администрации Вичугского района:

– Старый мост в Чертовищах передан на баланс района, но документы на него находятся в стадии оформления. Объект нерабочий, фактически мы за него не несем ответственности. Но будем закрывать проход. Для ремонта моста в деревне Хреново Старовичугского поселения, обрушившегося в прошлом году, мы заказали проект трубопроводного перехода. Он обойдется дешевле. Как только проект будет готов, начнем ремонтные работы. Мы понимаем социальную значимость объекта и будем изыскивать средства из районного бюджета, с помощью области, конечно.

Справка

Сунженское поселение образовалось в 2010 году из трех: Семигорьевского, Марфинского и Чертовищенского. Здесь 69 населенных пунктов, где проживает 4190 человек (это 22% от численности населения Вичугского района). Поселение располагает уникальным историко-культурным наследием. Текстильной фабрике в Чертовищах более 400 лет. Сохранились усадьба князей Козловских (Борщевка), генерала Бибикова (Стрелка), фабрикантов Абрамовых (Чертовищи). В Семигорье и Стрелке остались храмы, построенные в XVIII веке. В Хренове уцелел комплекс зданий церковно-учительской семинарии, где начинали свой путь будущие ученые с мировым именем – социолог Питирим Сорокин и экономист Николай Кондратьев.

В ТЕМУ

ПРОБЛЕМА ЕСТЬ. ДЕНЕГ – НЕТ.

Тема об обеспечении безопасности дорожного движения, связанная с плохими дорогами и переправами (мостами), – стара, как мир. По крайней мере – в России. Мы никак не придём к совершенству дорог.

Хотя понятно, страна у нас большая, отсюда и проблем много. Но, тем не менее, состояние дорог необходимо приводить к порядку, соответствующему требованиям безопасности. Надо отметить, что в последние годы властью всех уровней прилагаются усилия по улучшению состояния региональных и муниципальных дорог, но дефицит денежных средств не позволяет проводить ремонт всех проблемных дорог и переправ (мостов).

В этом же – недостатке денежных средств – причина плохого состояния моста у деревни Скоково. Однозначно, аварийный мост нуждается в экстренном ремонте. Местная власть знает о проблеме. И нельзя сказать, что она не принимает мер. Как прокомментировал С.М. Ефремов, начальник отдела экономики и муниципального хозяйства администрации Ильинского муниципального района, в текущем году муниципалитетом было получено заключение о непригодности моста (оценка диагностики и назначения по результатам этой оценки видов ремонтных работ), на основании которого в следующем году при подготовке проектно-сметной документации, которая также требует финансов, район планирует войти в региональную программу в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». За счёт её и будет возможно проведение ремонта данного моста.

Е. ВЛАСИЧЕВА.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *