На вопросы о новых правилах обращения в центр занятости населения отвечает С.В. Карпова, директор Ильинского ЦЗН.
- Светлана Валерьевна, наступил 2022 год, что изменилось в работе центров занятости населения?
- С 1 января 2022 года обратиться в центр занятости населения для получения помощи в поиске работы либо статуса безработного для начисления пособия по безработице можно только в электронной форме через единую цифровую платформу «Работа в России» trudvsem.ru.
Единая цифровая платформа (ЕЦП) в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» является федеральной государственной информационной системой, предназначенной для оказания государственных услуг в области содействия занятости населения в электронной форме на всей территории Российской Федерации. Ее цель – помочь соискателям найти работу, а работодателям – необходимых им сотрудников. С 1 января 2022 года основное взаимодействие граждан и работодателей со службой занятости будет осуществляться посредством этой цифровой платформы.
Новые правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2021 г. № 1909, позволят автоматизировать поиск работы и сократить или исключить количество подаваемых гражданами документов. - Какие преимущества при работе с данной ЕЦП?
- Центр занятости населения будет работать на базе ЕЦП «Работа в России», а необходимые данные загружаться в систему с помощью межведомственного взаимодействия. Это значит, что граждане будут избавлены от бумажной волокиты и смогут взаимодействовать с центром занятости в электронном формате. Например, это касается сведений о регистрации по месту жительства (пребывания), трудовой деятельности и трудовом стаже, выплатах по последнему месту работы, на которые были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, об образовании и квалификации, инвалидности и т. д. Это значит, что гражданам не придется предъявлять трудовую книжку, документы об образовании, справку об инвалидности и многие другие документы.
- Если человеку не нужно самостоятельно обращаться в ЦЗН и предоставлять документы на бумажном носителе, как тогда подать заявление на соискание работы?
- Заявление можно подать через интернет. Чтобы воспользоваться новым сервисом, гражданину нужно зайти на цифровую платформу «Работа в России», заполнить заявление и прикрепить к нему резюме с указанием квалификации и стажа работы. При этом необходимо определиться, с какой целью гражданин обращается в центр занятости населения: он занят, но планирует найти новую работу, либо остался без работы и претендует на получение пособия по безработице.
Обращаем внимание, что при подаче заявления через ЕЦП «Работа в России» обязательно требуется резюме – центр занятости населения вправе отказать гражданину без резюме в постановке на учет.
Поиск подходящих вакансий гражданину будет осуществляться как автоматически, так и специалистами центра занятости населения. Электронный формат взаимодействия позволит с помощью «личного кабинета» на портале trudvsem.ru планировать собеседования и фиксировать результаты взаимодействия с работодателями. - А как работодателям воспользоваться единой цифровой платформой «Работа в России»?
- С 1 января 2022 года работодатели, внесенные в специальный перечень, обязаны размещать информацию о свободных рабочих местах и вакантных должностях на ЕЦП «Работа в России».
- Светлана Валерьевна, расскажите алгоритм поиска работы для соискателей?
- В соответствии с изменениями новый алгоритм поиска работы будет следующим:
• гражданин через «личный кабинет» на единой цифровой платформе «Работа в России» trudvsem.ru подаёт заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы;
• единая цифровая платформа «Работа в России» автоматически подбирает гражданину перечень до 10 вакансий;
• центр занятости населения направляет этот перечень гражданину;
• гражданин расставляет приоритеты вакансий – выбирает для себя две лучшие, сообщает в ЦЗН; по ним ЦЗН договаривается с работодателями о собеседованиях;
• ЦЗН направляет гражданину 2 направления на собеседования;
• гражданин самостоятельно связывается с работодателями и проходит собеседования;
• работодатель по итогам собеседования на портале «Работа в России» ставит соответствующую отметку (отказ/принят на работу).
Обращаю внимание: подача заявления и дальнейшее взаимодействие гражданина с центром занятости населения осуществляется исключительно через «личный кабинет» на единой цифровой платформе «Работа в России». Поэтому очень важно не забывать отслеживать изменения по своему статусу и своевременно проверять уведомления. А поскольку взаимодействие ЦЗН с соискателями ведется также посредством электронной почты, то при регистрации необходимо указывать актуальный адрес электронной почты. - И последний вопрос – если подать заявление, получить информацию о вакансиях и записаться на собеседование можно через интернет, значит личное посещение ЦЗН совсем не требуется?
- Личное посещение гражданином центра занятости населения требуется для признания его безработным и при последующих перерегистрациях. В этих случаях явка в центр занятости населения является обязательной, при этом гражданин предъявляет паспорт или документ его заменяющий.
Н. Корчагина.