Работа настоящих мужчин

Трудно представить современный мир
без автомобилей. Огромные фуры и легковушки, большегрузы и автобусы – на больших трассах они движутся сплошным потоком, словно кровеносная система государства-организма.

Профессии водителя чуть более ста лет. И, конечно же, труд водительский за это время разительно изменился.
Водительский стаж героя моего повествования Сергея Львовича Кротова – 35 лет. Довелось поработать на различных автомобилях: ГАЗ-66, КРАЗ, ЗИЛ-130, УАЗы различных модификаций. Продолжительное время сам обучал будущих водителей в автошколе в Ильинском. Сейчас Сергей Кротов – водитель-дальнобойщик. На своём верном МАНе намотал не одну сотню тысяч километров.
Наш разговор – о непростой водительской работе, современных автомобилях, российских дорогах и многом другом.

Расслабляться и скучать некогда
Место работы Сергея Кротова – Распределительный центр (РЦ) розничной сети «Магнит» в Ярославле. Там трудятся несколько сотен водителей. На территории РЦ машин почти нет, только те, что находятся на ремонте или в ожидании погрузки и разгрузки. Графики и маршруты составлены таким образом, что простоя у водителей, практически, нет.
Трудовые будни, как и в любой другой автотранспортной организации, начинаются с предрейсового медосмотра. Только вот проводит его не медицинский сотрудник, а ЭСМО – электронная система медицинского осмотра.
– В специальное отверстие аппарата суёшь руку, дышешь в трубочку на нём же и сразу получаешь результат: давление, пульс, наличие алкоголя. Тут уж не договоришься и не поспоришь, – рассказывает Сергей. – Затем получаешь на планшет маршрутный лист, загружаешься, и в путь.
С. Кротов рассказывает мне о маршрутном листе. В нём просчитано и конкретизировано всё: время в пути, время отдыха, время погрузки-разгрузки. Причём с точностью до минут! Например, прибытие в магазин в 10.07, разгрузка и отъезд – в 10.22. Обозначено даже время переезда до следующего магазина. И тоже в минутах! Укладываться в такой график помогает наработанный опыт.
Сергей работает по сменному графику. За одну такую смену успевает сделать порой 2-3 рейса.
– Мы постоянно в дороге, – говорит С.Кротов. – За 3-4 года пробег автомобилей в нашем РЦ достигает 1 млн км, а порой и больше. За рейс проезжаешь до 2-х тысяч километров. На время работы машина – наш дом.
Кстати, в ярославском РЦ работает немало ильинцев, в том числе сменщик С. Кротова – В. Шамаев.

Клонит в сон – ложись спать
В маршрутном листе предусмотрено время на остановки, на сон, на еду. За выполнением этого графика следит установленный в машине тахограф. На отдых, например, отводится в сутки 11 часов. Конечно, организм человека не всегда согласуется с графиком. Пустая однообразная дорога, плохая погода, туман, снегопад, сумерки утомляют водителя. Начинает клонить в сон. Лучший способ борьбы со сном это сам сон.
Кстати, с тахографом не забалуешь. Он чётко ведёт учёт времени на движение, остановки, сон. Сотрудники ГИБДД при проверке всегда спрашивают распечатку с тахографа, и если водитель отдохнул меньше положенного времени – получит штраф. Оно и правильно: безопасность дорожного движения превыше всего.

Машина – это компьютер
Рабочий МАН – предмет особой гордости С. Кротова. Машина ему нравится.
– Современный немецкий автомобиль, который не требует никакой дополнительной подготовки. Сел и поехал,- отмечает Сергей.
По словам водителя, машина очень лёгкая в управлении. Коробка передач роботизированная. Любая неисправность сразу же отображается на дисплее.
Сергей вспоминает, как однажды, в начале работы, не смог завести машину, а на дисплее – код ошибки. Пришлось жене Ольге звонить, а та уже на домашнем компьютере искала, что же означает этот самый код ошибки. Совместными усилиями – Сергей за рулём, а Ольга дома – машину завели.
В каждой машине имеется планшет. В нём навигатор, маршрутный лист и ещё много чего необходимого современному водителю в дороге. Из дополнительных опций автомобиля – система АВS, система антипробуксовки, помощь при въезде в гору (блокирует скатывание назад).
МАН всегда едет с прицепом, поэтому его в шутку называют паровозом (пару возов везёт).
В общем, не машина, а мечта!
Кстати, жена Ольга вспоминает, что Сергей, когда работал в Ильинском, всегда с завистью смотрел на большие машины: «Вот бы мне поработать на такой!» Мечта сбылась.
Дороги в России начали делать
В последнее время С. Кротову чаще приходится ездить северным маршрутом: Вологда, Архангельск, Северодвинск. Трассу М-8 «Холмогоры» он знает практически наизусть. Эта трасса сейчас хорошая, современная, осталось всего несколько участков, требующих ремонта. Ну, а если съехать с федеральной трассы, дороги везде, примерно, одинаковы. Похуже, пожалуй, только в Костромской области.
Сергей продемонстрировал мне видео, снятое во время последнего рейса. Вот ровная серая лента дороги, убегающая вдаль, на обочинах, возле кромки леса, лежит снег, а сам лес ещё по-осеннему красив в золоте листьев и суровой зелени елей. А вот другое видео с того же самого рейса – переправа на пароме через реку Вага в Архангельской области. Маленький паром, на котором фура едва уместилась, по бурной речке тянет небольшой катер. И всё это какое-то хлипкое, неосновательное, но, однако, работает. Вот она, российская романтика.
– Дороги в России сейчас начали делать, – отмечает С. Кротов. – Меняется сама трасса: есть выделенные «карманы» для отдыха водителей, оборудованные стоянки, многочисленные заправки, кафе, гостиницы.
Сергей и его коллеги отдыхать предпочитают в машине, в кабине оборудовано спальное место, есть автономная система отопления.

Шоферское братство по-прежнему есть
– На дорогах сейчас стало больше дисциплины, – считает мой собеседник. – Хамов, конечно, тоже хватает, и подрезать могут, и на левую полосу не пустят. Но большинство водителей – люди хорошие: и помогут, и подскажут, и на выручку придут.
Мне неоднократно доводилось видеть, как движущаяся впереди фура, за которой совершенно не видно ничего, вдруг, моргнув поворотником, уступает дорогу. Сергей поясняет, что существуют негласные водительские правила, и в таком случае надо знать: если водитель моргает правым поворотником, значит, дорога свободна, можно обгонять, а если левым – не спеши, впереди встречная машина. А ещё водители-профессионалы всегда предупредят, если на дороге опасность: авария, упавшее дерево, большая выбоина, лоси, ну и, естественно, сотрудники ГИБДД. Шоферское братство – куда ж без него!
Есть у водителей и своё пожелание доброго пути: «шершавенькой тебе!» Это означает – хорошей дороги, не скользкой, не сырой, безопасной.
Вот такая она – работа современного водителя, требующая крепких нервов, моментальной реакции, знания компьютерных технологий, и не ставшая от этого менее романтичной. В общем, работа для настоящих мужчин!
Наш разговор подошёл к концу. Сергею, который только что вернулся из дальнего рейса в Архангельск, необходим отдых. А я на прощание поздравляю его с наступающим праздником и желаю на все предстоящие рейсы «шершавенькой!»
Беседовала Н. ШИЛОВА.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *