Изменения в законодательстве позволят узаконить
«дома для авто» бесплатно.
Многие владельцы гаражей сейчас находятся в затруднении: гараж вроде бы есть, на бумаге, но с ним ничего нельзя сделать – ни продать, ни заложить, ни застраховать, ни передать по наследству… Распоряжаться им как своей собственностью, по сути, нельзя. Это не объект недвижимости, а лишь некое строение, которым пока (при разных условиях и обстоятельствах) можно пользоваться.
А ведь речь идет не о самостроях, а гаражах, которые приобретены на определенных условиях (например, выделил муниципалитет, предприятие или гаражный кооператив). Таких гаражей, не имеющих законодательного подтверждения права собственности, по стране, по разным данным, – от трех до пяти миллионов. Сколько их в Ивановской области, не знают ни в заинтересованных ведомствах, ни в Росреестре, ни в кадастровой палате.
С 1 сентября текущего года в России стартует «гаражная амнистия». В течение пяти лет владельцы гаражей смогут легализовать свое имущество абсолютно бесплатно, официально зарегистрировав свое право собственности на объект недвижимости.
Смысл «гаражной амнистии» в том, чтобы люди смогли по упрощенной схеме получить право собственности на землю и саму постройку. Будет документ – появятся и прочие права: наследовать, дарить, продавать и даже брать в кредит недвижимость.
Не каждый гараж попадает под легализацию
В стране, в том числе и в нашей области, большое количество гаражей не оформлено и существует полуофициально – главным образом из-за того, что ни в СССР, ни в новой России более-менее четкого законодательства о гаражах просто не было. Ситуация изменилась только с принятием в 2004 году Градостроительного кодекса, который установил новые правила застройки и возведения объектов капитального строительства. При этом «старые» гаражи остались вне закона. Официально зарегистрировать право на них можно было только по суду.
«Это был достаточно сложный и долгий процесс, отнимавший кучу времени, денег и нервов, – рассказывает директор правового центра «Мое право» Галактион Кучава. – Некоторые владельцы гаражей на муниципальной земле могли запросто лишиться земли и своего гаража (например, при строительстве дороги или многоэтажного дома), причем без всякой компенсации».
Начиная с осени, у владельцев появится возможность юридически оформить свои права на гараж и землю под ним без особого труда. Но надо иметь в виду: под легализацию, как правило, попадают только одноэтажные капитальные строения, у которых есть фундамент и стены.
«Гаражная амнистия коснется только гаражей, которые были построены до 30 декабря 2004 года до введения в действие Градостроительного кодекса, поскольку с его принятием появилось требование регистрировать право собственности на недвижимость сразу по-сле постройки объекта, – объясняет депутат Госдумы Юрий Смирнов. – Большое количество гаражей, построенных до принятия Градостроительного кодекса, никак не регистрировались, хотя и возводились без нарушений. Отсутствие права собственности на гараж и землю под ним лишало владельца возможности продать или передать его по наследству».
Воспользоваться новым способом оформления собственности смогут пользователи гаражей, их наследники или лица, купившие у них построенный до конца 2004-го гараж. Процедура коснется не только капитальных строений и земли под ними, но и металлических сварных конструкций и боксов на участках гаражных кооперативов и товариществ.
«Сооружения должны быть одноэтажными, без жилых помещений, – уточняет заместитель руководителя Управления Росреестра по Ивановской области Наталья Ведерникова. – Они могут входить в состав гаражно-строительных кооперативов или быть отдельно стоящими капитальными постройками. Земля, на которой расположен гараж, должна находиться в ведении государства. Если она была выделена кооперативу под строительство гаражей и находится у ГСК в бессрочном пользовании (или право бессрочного пользования переоформлено в действующую аренду), то амнистируются не только капитальные, но и «сварные» металлические гаражи».
Право, но не обязанность
«В законе прописан механизм упрощенного бесплатного оформления прав на соответствующие гаражи и одновременно на землю под гаражами, – рассказывает Наталья Ведерникова. – Кстати, законодатель подчеркивает, что это право граждан, но не обязанность. Чтобы оформить право собственности на гараж и землю, заявителю необходимо подать заявление в муниципалитет (в том числе через МФЦ) с приложением любого документа, который подтверждает факт владения гаражом».
Таким документом могут быть, например, справки о предоставлении или выделении земельного участка, о распределении гаража, о членстве в кооперативе или выплатах в нем пая; схема расположения земельного участка (если участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории); документы технической инвентаризации в БТИ до 1 января 2013 года; договор об уплате коммунальных услуг или платежки по таким услугам; договор о подключении гаража к сетям инженерно-технического обеспечения…
Если гаражный кооператив был ликвидирован, можно предоставить документ, содержащий сведения единого госреестра юрлиц (ЕГРЮЛ) о ликвидации или об исключении его из реестра в связи с прекращением деятельности юридического лица.
Процедура легализации гаража абсолютно бесплатна, никакой госпошлины владелец платить не будет. Даже если потребуется провести кадастровые работы для постановки на учет.
Одновременно с приобретением права собственности на гараж у владельца появится и обязанность платить налог на недвижимое имущество, а если земля будет в аренде – то и арендную плату.
Участвовать или нет в процессе легализации гаражной недвижимости – личный выбор каждого. Но если на постройку не будет юридических документов о праве на собственность и ее захотят снести, чтобы, например, на освободившемся месте что-то построить, то никаких претензий «номинальный владелец» даже выдвинуть не сможет.
Самострои по-прежнему подлежат сносу
В Ивгорадминистрации предупреждают: нельзя «амнистировать» самовольно построенные гаражи, когда они возведены на заведомо чужом участке, не выделявшемся гражданину, даже если они были возведены в полном соответствии со всеми СНиП: с фундаментом, шлакоблочными стенами, капитальной крышей и подключением к коммуникациям.
«На сегодняшний день администрация города Иваново приняла решения о сносе и издала соответствующие постановления в отношении 206 некапитальных гаражей, а также 15 капитальных объектов с назначением «гараж». В прошлом году было снесено около 150 самостроев, в том числе и самими гражданами», – комментирует начальник отдела информационной политики и взаимодействия со СМИ горадминистрации Юрий Коротков. Владельцам самостроев предлагают самостоятельно демонтировать незаконно построенный объект; в противном случае им придется компенсировать бюджету проведение соответствующих работ по демонтажу. А это на сегодняшний момент – около 6 500 рублей.
Самострои выявляются в ходе плановых проверок соблюдения земельного законодательства, а также по обращениям граждан и юридических лиц.
«Положения закона о так называемой «гаражной амнистии» затрагивают как капитальные, так и некапитальные гаражи. Данный закон вступает в силу с 1 сентября 2021 года, именно с этого момента его положения подлежат применению, – поясняет Юрий Коротков. – Наличие решения администрации либо суда, согласно которому постройка признана самовольной и подлежащей сносу, согласно положениям принятого закона, будет являться прямым основанием для отказа в предоставлении земельного участка под объектом».
…Предлагаемая Росреестром и Минэкономразвития «гаражная амнистия» поможет создать в стране новый сектор цивилизованного рынка недвижимости, в то же время упрощение изъятия земель под за-стройку позволит полностью освободить города от неприглядных территорий нынешних ГСК и многочисленных самостроев.
Яна РОДИНА.
По информации областного управления Росреестра, на сегодняшний день по области в едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) числится зарегистрированным 32 631 гараж.
Имейте в виду!
Под «гаражную амнистию» не подпадают:
– самострои,
– подземные гаражи при многоэтажках и офисных комплексах,
– так называемые «ракушки»,
– гаражи, возведенные на своем участке рядом с жилым или садовым домом,
– объекты, использующиеся в коммерческих целях (мойки, автомастерские, склады запчастей, стоянки…).
Законопроект депутаты Госдумы рассматривали около двух лет. Ко второму чтению в него внесли важное дополнение: «гаражная амнистия» также распространяется на наследников граждан, получивших или построивших гараж до введения в действие Градостроительного кодекса, а также на граждан, которые приобрели гараж по соглашению (в том числе по возмездным сделкам).
В ТЕМУ
«Гаражная амнистия» – не для сельских жителей
В Ильинском районе, как впрочем, и в любой сельской местности, граждане имеют гаражи, возведённые на своём участке рядом с жилым или садовым домом. То есть по введённым правилам наши жители под «гаражную амнистию» не подпадают.
И всё-таки мы попросили прокомментировать данные изменения в законодательстве относительно нашего района С.Н. Ковалева, председателя комитета по управлению муниципальным имуществом, земельными ресурсами и архитектуре администрации Ильинского муниципального района.
Как отметил Сергей Николаевич, «гаражная амнистия» коснётся больше городских жителей, чем сельских, поскольку на территории нашего района нет капитальных кооперативных объектов. Если у кого-то из граждан имеются документы на разрешение строительства гаража, то в соответствии с принятым в 2004 году Градостроительным кодексом необходимо под ним оформить в собственность земельный участок, который, естественно, будет облагаться налогом. Однако, как подчеркнул С.Н. Ковалев, «гаражная амнистия» для нашего района не является актуальной.
Е. ВЛАСИЧЕВА.