В новый учебный год – с новыми планами

Завтра – 1 сентября, а это значит, что лето – позади, а впереди у школьников – новый учебный год. По ежегодной традиции для педагогов школ области прошла традиционная августовская областная педагогическая конференция, в которой принял участие глава региона – С.С. Воскресенский. Речь шла о нововведениях в образовательном процессе.

Новый учебный год явно будет отличаться от предыдущих. В нём предполагается введение нового образовательного процесса. В чём конкретно он будет выражаться? Об этом и другом мы сегодня беседуем с Людмилой Михайловной СОБОРНОВОЙ, начальником отдела образования администрации Ильинского муниципального района, которая приняла участие в областной педконференции.

  • В новом учебном году наших учащихся школ ждёт историческое просвещение. С первого класса в российских школах дети начнут изучать историю своей страны. В Минпросвещении уверены, что изучение истории с начальной школы позволит сохранить историческую память. При этом отдельных уроков истории в программу начальной школы вводить не планируют. Исторические знания детям будут давать в рамках других школьных предметов. Ребенку необходимо знать историю своей семьи, родного края, региона. Также дети смогут посещать музеи и выставки во время внеурочной и внеклассной деятельности. Для школьников будут проводиться киноуроки на исторические темы. Историческую составляющую намерены усилить в рамках предметов «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». При этом уроки истории будут проходить в прежнем формате, но по обновленным учебникам.
    А для старшеклассников введут дополнительный курс по истории России. Учащиеся 10-11 классов узнают о наиболее значимых событиях в истории страны благодаря курсу «Россия – моя история». Они еще раз пройдут программу по истории Отечества, изучат влияние значимых событий на становление российского государства.
  • Людмила Михайловна, из-за риска распространения коронавирусной инфекции этой весной в школах было отменено проведение всероссийских проверочных работ (ВПР). Когда в этом учебном году их будут писать школьники?
  • Перенесённые с весны ВПР планируется провести этой осенью в период с 19 сентября по 24 октября 2022 года. Точное расписание будет известно до 5 сентября 2022 года. Кроме того, и уже знакомые проверочные работы могут претерпеть изменения. Специалисты Рособрнадзора сообщают, что в российских школах появятся ВПР углублённого уровня, рассчитанные на проверку знаний по предметам, которые школьники изучают углублённо. Кроме этого хочу добавить, что в школах вводятся новые ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты). С 1 сентября учащиеся с первых по пятые классы в обязательном порядке перейдут на новые образовательные стандарты. Новые ФГОС содержат параметры базового и углубленного уровней, они призваны обеспечить личностное развитие детей, содействовать гражданскому, патриотическому, духовно-нравственному, эстетическому, физическому, трудовому, экологическому воспитанию.
  • Людмила Михайловна, наше общество давно признало, что назрел вопрос о воспитании в детях патриотизма, нравственности, то есть всех ценностей, которые были в советском обществе и прививались детям. Какая работа в этом направлении будет проводиться?
  • В новом учебном году в российских школах появятся классные часы «Разговоры о важном». На них с детьми будут говорить о ценностях российского общества. Занятия стартуют с 5 сентября. Темы для встреч обусловлены положениями, которые закреплены стратегией национальной безопасности. Они станут составной частью программы воспитания в школах, их можно будет проводить в разных форматах, ориентируясь на возраст учеников. Возможными формами могут стать дискуссии после просмотра фильма, общение с экспертом по теме классного часа.
    С разговора о важном классные руководители будут начинать новую учебную неделю. Их посвятят патриотизму и гражданскому воспитанию, историческому просвещению, вопросам нравственности и экологическим проблемам. Будут обсуждаться жизнь школы, районные события, ситуация в стране и области и многое другое.
    Также каждая учебная неделя будет начинаться с исполнения гимна и поднятия государственного флага.
    С нового учебного года школы будут принимать решение об открытии группы продлённого дня с учётом мнения родителей. Группы станут частью образовательного и воспитательного процессов. За детьми будут не только присматривать, но и вести с ними воспитательную работу, помогать готовиться к учебным занятиям. Кроме того, регионы теперь вправе дополнительно финансировать группы продленного дня. Это позволит уменьшить финансовую нагрузку родителей. В настоящее время в школах страны продленки работают лишь в трети образовательных организаций. Федеральные нормы теперь гарантируют создание таких групп, особенно в начальной школе.
  • И родители, и специалисты, и общество в целом постоянно говорят о вреде ЕГЭ (наши дети стали меньше знать, ту же историю, например). Больше всего эта форма сдачи экзаменов получает негативное мнение по той причине, что поколению советских времён есть с чем сравнить. В то время школьники получали более углублённые знания по предметам. Подготовка к выпускным экзаменам была основательной, в том числе к приёмным вузовским экзаменам. Будут ли здесь какие изменения?
  • В настоящее время в Рособрнадзоре рассматривают возможность реформирования ЕГЭ. Об этом заявили в пресслужбе ведомства. К первоочередным вопросам относятся: разделение Единого госэкзамена по русскому языку на два уровня – базовый и профильный по аналогии с математикой; добровольное участие школьников в ЕГЭ. В сентябре 2022 года предполагается законодательно закрепить Госдумой поэтапные изменения в ЕГЭ до полной его отмены.
    На первом этапе его реформирования предполагается ввести добровольное участие в экзамене. Его будут выбирать те школьники, кто хочет поступать в вузы. Второй этап – полный отказ от ЕГЭ в пользу портфолио школьника и внутренних вузовских экзаменов. Как заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков: «Обновлённая система образования будет запущена уже в следующем году».
  • Людмила Михайловна, признаюсь, это радует. Но в закон «Об образовании» был внесён термин – оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, т.е. педагоги дают детям знания по предмету и не более того. Это своего рода снимает с учителей изначальную их роль в обучении и воспитании воспитанников. В этом направлении будут изменения?
  • Да, из закона «Об образовании» убрали неоднозначную формулировку. Термин «оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования» заменили понятием «реализация образовательных программ». Вы правы, формулировка «образовательная услуга» стала считаться не отвечающей роли педагога в вопросах обучения и воспитания детей.
  • Как известно, в работе по обучению и воспитанию детей учителям очень мешает бюрократическая часть педагогической деятельности – заполнение различных документов. Какие-то здесь предполагается ввести изменения?
  • Да, для учителей сделали маленький подарок. С 1 сентября сокращен перечень документов, заполняемых учителем. Перечень сократили до 5 пунктов, его скорректировали, чтобы облегчить бюрократическую нагрузку для педагогов. Уменьшили объем и внутреннее содержание документов. В частности, стало меньше отчетов по исполнению работ и протоколов. На данный момент на утверждение предлагается следующий перечень:
    1) рабочая программа учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
    2) журнал учета успеваемости;
    3) журнал внеурочной деятельности (для педагогических работников, осуществляющих внеурочную деятельность);
    4) план воспитательной работы (для педагогических работников, осуществляющих функции классного руководства);
    5) характеристика на обучающегося (по запросу).
    По итогам прохождения всех необходимых процедур, включая общественное и экспертное обсуждение, приказ планируется к принятию и вступлению в силу 1 сентября 2022 года, т.е. завтра.
  • Глава региона С.С. Воскресенский объявил о новой мере поддержки молодых учителей, о создании инженерных классов в малых городах, о создании Совета по развитию системы образования в Ивановской области. Также говорил о введении выплат за классное руководство и о том, что продолжается пополнение молодых педагогов в рамках федеральной программы «Земский учитель».
  • Да, кроме названного, в Ивановской области молодые педагоги смогут получить единовременную выплату для оплаты первоначального взноса по ипотеке. Об этом рассказал губернатор Станислав Воскресенский на августовской конференции работников образования. «С этого года по инициативе Совета молодых педагогов введем новую меру поддержки – единовременную выплату из областного бюджета 300 тысяч рублей для оплаты первоначального взноса при получении ипотечного кредита. Порядок ее предоставления разработан самими молодыми педагогами. Планируется, что ежегодно этой выплатой смогут воспользоваться до 100 учителей», – сказал глава региона.
    Получить выплату смогут учителя в возрасте до 35 лет, которые проживают в Ивановской области, работают в школе с нагрузкой не менее 18 часов в неделю, имеют стаж работы не менее 5 лет. Обязательное условие – необходимо отработать учителем не менее 3 лет с момента получения выплаты.
  • Станислав Воскресенский также говорил о качестве образования – о результатах ЕГЭ и участия школьников в олимпиадах. Как он отметил, в этом году в Ивановской области в ходе ЕГЭ ивановские выпускники по 9 предметам из 11 показали результаты, превышающие среднероссийские показатели. При этом сказав о том, что «мы должны стремиться к тому, чтобы по всем 11 предметам у нас так было». А с какими результатами окончили школу наши выпускники?
  • В нашем районе все выпускники 11-х классов получили аттестаты о среднем общем образовании, из них два одиннадцатиклассника Ильинской средней школы получили аттестат о среднем общем образовании с отличием и медаль «За особые успехи в учении». Доля участников ЕГЭ, получивших от 81 до 100 баллов, в 2022 году составила 31%. Кроме этого в образовательных учреждениях повысилась эффективность участия школьников в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников.
  • Людмила Михайловна, завтра наши школы заполнятся голосами учеников, тем самым оповестив, что новый учебный год начался. Сколько в них будут обучаться детей, работать педагогов?
  • По данным предварительного комплектования школ, количество муниципальных образовательных учреждений на 1 сентября 2022 года не изменилось и составляет семь учреждений. Количество работников системы образования – 153 человека, в том числе педагогических работников – 70 человек. Педагогическими кадрами муниципальные образовательные учреждения укомплектованы.
    Количество обучающихся – 726, в том числе дошкольников -170 человек, первоклассников – 54 человека. Количество школьных маршрутов на 1 сентября 2022 года увеличилось на один и составило 16 маршрутов.
  • И завершая наше интервью, отметим, что глава региона также говорил о развитии системы образования в Ивановской области, в частности, о строительстве школ, создании центров «Точки роста» и т.д. Что у нас в районе в этом направлении делается?
  • Ильинский и Аньковский детские сады участвуют в проекте, инициированном ВПП «Единая Россия», – «Территория детства». Речь идёт об асфальтировании территорий учреждений. Ильинский детский сад «Улыбка» получил региональную субсидию в размере 8 847 331 рублей на капитальный ремонт кровли учреждения. В Гарской основной школе 15 сентября 2022 года будет создан центр «Точка роста». Это уже третий в районе – после Аньковской и Ильинской средних школ.
    И, пользуясь случаем, хочу всех – и педагогов, и родителей, и школьников, и тех, кто причастен к образовательному процессу, – поздравить с началом нового учебного года. Желаю всем здоровья, успехов, вдохновения и свершения новых высот – в работе, учёбе, творчестве!
    Е. ВЛАСИЧЕВА.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *