«Владимир мастеровой» – в Ильинском

В четверг, 19 февраля, в Ильинском доме ремёсел прошла презентация выставки «Владимир мастеровой». Провела её Н.Ф. Смирнова, методист дома ремёсел, рассказав интересную историю создания творческих работ.

На выставке представлены работы мастеров областного центра народного творчества г. Владимира в большом разнообразии. Техника их выполнения вызывает интерес, а работы – восхищение. Всего представлено более 200 работ, в их числе кружевоплетение на коклюшках; картины, вышитые атласными и шёлковыми лентами; народные традиционные бесшитьевые куклы; картины и панно в технике тестопластики; коллекция полотенец (практическое применение полотенец – подарок на свадьбу и в дальнейшем семейная реликвия); роспись по дереву; живопись шерстью; кружевные изделия. Одним словом, видя такое разнообразие творческих фантазий, гости окунулись в мир визуального волшебства.
Картины вышиты на самых разных материалах – гобелене, принтах, льне, пластиковой канве, выполненные разными техниками: французскими узелками, лентами атласными и шелковыми, художественной гладью, в технике ковровой вышивки, золотного шитья, владимирским верхошвом с сюжетами цветов и времен года. Целый ряд вышитых работ посвящен городу Владимиру и знаменитым храмам. Эти картины украсят любой интерьер и будут прекрасным подарком для друзей и родных.
Особый интерес на выставке вызывает золотное шитье, т. е. вышивание металлической нитью. На Руси золотное шитье пришло вместе с христианством из Византии, где вышивали только золотом. На Руси первые вышивки тоже делались только золотыми нитями, но по причине высокой цены постепенно золотые нити стали заменяться металлическими. Самые дорогие вышивки выполнялись позолоченным серебром. Поэтому с 16-го века шитье стало называться не золотым, а золотным.
Знаменитые росписи «Владимирские узоры» на выставке представлены на подносах, панно, прялках. К сожалению, до наших дней не сохранились произведения народного искусства росписи по дереву, какой она была на древней Владимирской земле. Мастера стали искать свою манеру письма, которая базировалась на глубоком изучении белокаменной резьбы владимирских соборов, традиций народных промыслов. На этой основе появилось новое направление в технике росписи деревянной посуды – владимирская роспись. Преобладающими цветами росписи стали жёлтый, бежевый, чёрный, красный, зелёный, а элементами рисунка – ягодно-фруктовый орнамент (владимирская вишня, крыжовник, барбарис, яблоко, груша и т. д.). Но самый узнаваемый элемент «владимирского узора» – рябиновая кисть.
Отличительной особенно-стью владимирской росписи можно назвать несколько тонкостей в технике, делающие изделия непохожими ни на какие другие. Используется присущая только владимирским мастерам техника тампонирования («тычки» и «оживки»), позволяющая на фоне наложенного рисунка раскрыть объем. Это – оригинальная роспись, когда краска наносится не кистью, а поролоновым тампоном или просто пальцем художника, образуя лёгкое облачко и придавая рисунку объёмность и натуральность.
Картины, в которых вместо красок – перышки птиц, наверное, мало кто видел. А вот данная выставка позволяет этому удивиться и оценить. Вначале картины кажутся просто нарисованными на холсте. Но присмотревшись поближе, можно увидеть, что это своеобразная аппликация, где каждое перо подобрано по цвету и размеру. Стоит отметить, что мастера не прибегают к помощи красителей: все перья, которые они используют – натурального цвета.
Своё почётное место на выставке заняли куклы народные традиционные представленные по программе «Кто в куклы не играл, тот детства не видал». Интересна история вышивки лентами. Эту технику не зря называют фантазийной. Прародительницей шелковых полосок была веревка из растительных волокон: превратившись сначала в тесьму, она дождалась изобретения ткацкого станка и стала изысканной лентой.
Сохранение и продолжение традиций в народной вышивке отражается в блоке работ «Символы в вышивке», а также в вышивке в графической манере. Кружевоплетение на коклюшках представлено изящными воротниками, галстуками, вставками, кружевными столешницами и салфетками.
Живопись шерстью – особый способ создания живописного полотна без использования кисточек, красок и воды, методом послойного выкладывания цветной овечьей шерсти. Скажем, что после презентации все, кто желал, принял участие в мастер-классе по этому виду изготовления картин. Его провела О.В. Пшеничнова, педагог-психолог Ильинского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Сотрудники дома ремёсел выражают благодарность О.В. Пшеничновой и директору центра С.А. Масловой за проведённый творческий урок.
Сюжеты картин и панно в технике тестопластики поражают разнообразием тем. Это и русские народные сказки, и природа, и натюрморты. Как говорят мастера, лепить из теста — одно удовольствие! Соль, мука, вода – вот и всё, что нужно для умелых рук. Лепить из солёного теста так же интересно, как из пластилина, а сохраняются такие поделки гораздо дольше – только их нужно обжечь в духовке.
Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем и устремленное в будущее. Оно творит свой мир красоты и добра. Только творческие и талантливые люди могут сохранить народную культуру. Организаторы приглашают жителей и гостей посетить выставку и окунуться в мир прекрасного.
Е. ВЛАСИЧЕВА,
фото автора.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *