Учитель по призванию, ученица по жизни

2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника. Недавно в Ильинском муниципальном районе прошло мероприятие, давшее старт обсуждению заявленной тематики. Как мы писали, в педагогическом собрании Ильинского района приняла участие председатель Ивановской областной Думы Марина Авенировна Дмитриева.

Марина Дмитриева – педагог с 37-летним стажем, значительную часть своей жизни она посвятила работе в сфере образования. Сегодня мы говорим с Мариной Авенировной о ее выборе профессии, жизненном пути и о развитии системы образования в регионе и стране в целом.

  • Марина Авенировна, большая часть Вашей жизни связана с преподавательской профессией. Когда Вы решили стать учителем?
  • Видимо, я отношусь к числу тех немногих людей, кто свой профессиональный выбор сделал легко и в раннем возрасте. Я была совершенно очарована своей первой учительницей Юлией Александровной Масловой, и мне очень хотелось стать на нее похожей. Своему решению я никогда не изменяла и впоследствии о нем не жалела.
  • В начальной школе человека очаровать несложно. Часто, становясь взрослее, расширяя свой кругозор, лучше узнавая самого себя, он меняет свои жизненные ориентиры. Неужели с Вами такого не случалось?
  • Я благодарна судьбе, сводившей меня с педагогами, которые только укрепляли мою уверенность в правильности выбора будущей профессии. Хочу сказать несколько слов о двух замечательных людях, ставших для меня примером Педагога с большой буквы, моими наставниками.
    Юлия Ефремовна Мокеичева не была моим учителем (она учила моего папу), но именно ей я обязана тем, что стала филологом. Сегодня сложно поверить, но в выпускных классах мне было сложно сделать выбор между математикой и словесностью. Но Юлия Ефремовна навсегда влюбила меня в литературу, в великое русское слово.
    Свою педагогическую деятельность я начала в школе № 21 и там познакомилась с Людмилой Андреевной Балясной. Всегда спокойная, уравновешенная, внимательная, она дала мне понять – в работе с детьми нет и не может быть мелочей. Людмила Андреевна научила меня ценить успехи каждого ребенка, вне зависимости от его успеваемости, радоваться вместе с учениками каждой, даже самой маленькой победе.
    Я испытываю несказанную благодарность к каждой из них, а также многим другим педагогам и наставникам, вложившим в нас, своих воспитанников, частичку своего сердца.
  • С чего начинался Ваш профессиональный путь?
  • Еще на пятом курсе филологического факультета я устроилась работать в вечернюю школу. Представьте, в классе 26 человек, из них только одна девушка, многие мужчины уже семейные. Работали мои ученики на ремизо-бердочном заводе и в трамвайно-троллейбусном управлении. Порой, придут на учебу после смены и говорят: «Учительница, открой-ка окошко. Мы тут в садике посидим и послушаем». Относились ко мне по-отечески, старались в учебе, как могли, и очень боялись меня подвести. Вечерняя школа стала школой и для меня самой. Поэтому я всегда говорю, что я по профессии учитель, а по жизни – вечная ученица.
    Потом была работа в школе № 21 г. Иваново. Я до сих пор помню свой класс, в котором впервые стала не только учителем, но и классным руководителем. С некоторыми моими учениками из того класса продолжаем встречаться и переписываться, хотя им сейчас уже за 50 лет.
  • После работы в школе Вы перешли в Ивановский государственный университет на кафедру русской литературы, где преподавали методику преподавания литературы. Расскажите, пожалуйста, почему именно эта дисциплина вызвала интерес?
  • Знаете, у меня наступил такой этап, когда я стала понимать для себя, как влюбить детей в текст, влюбить в литературу. И мне очень хотелось поделиться этим знанием со студентами. Но нельзя чему-то учить других, не умея это делать самой, поэтому параллельно я постоянно работала в школе, а на занятия часто приглашала своих студентов. Это были мои самые строгие оценщики, готовые подметить любую незначительную ошибку и даже оговорку. Но потом мы увлеченно обсуждали эти темы, разрабатывали уроки, придумывали спектакли. Они учились у меня, а я – у них. Это был очень интересный творческий процесс. Затем эти практические наработки легли в основу диссертации по педагогике, а точнее, по проблемам школьного гуманитарного образования.
  • Десять лет Вы работали ректором регионального Института развития образования. Легко ли Вам было перейти от преподавательской деятельности на должность руководителя-хозяйственника?
  • Институт развития образования (тогда – повышения квалификации учителей) еще до моего прихода сюда был для меня не чужим, я работала здесь по совместительству и вела несколько авторских курсов для учителей русского языка и литературы. Но когда поступило предложение перейти на должность ректора, это стало для меня полной неожиданностью. От книжек и текстов – к большому хозяйству, которое находилось, мягко говоря, не в самом лучшем состоянии. Здание старое: грибок на стенах и даже подоконники нормальные отсутствовали.
    И снова мне пришлось учиться новому для себя делу. Со временем и хозяйством управлять научилась. В итоге мы навели порядок и стали дальше развиваться. Когда я сюда пришла в июле 2008 года, передо мной была поставлена задача – перевести институт в статус автономного учреждения. А раз автономное учреждение, то надо самим зарабатывать, и этому тоже нужно было учиться, в том числе писать заявки на гранты и выигрывать их.
  • Как получилось, что от образования Вы перешли к законотворчеству?
  • В жизни каждого человека наступает момент, когда становится понятно, что нужно двигаться дальше. Таким моментом для меня стал период работы в Общественной палате, именно тогда и приняла решение стать депутатом. Далось оно мне не сразу, к нему меня подвигали коллеги и друзья, соратники по Общественной палате. Но я привыкла, приняв решение, идти до конца, добиваться поставленной цели.
    Скажу, что, став депутатом, я была избрана председателем областной Думы. Специфика этой работы была для меня совершенно новой, и первый год в новой должности прошел как один непрерывный день. Всему приходилось учиться буквально с нуля, и я очень благодарна своим коллегам с опытом парламентской деятельности, которые всегда меня поддерживали и советом, и своим авторитетом, и просто морально.
  • Вы являетесь ещё и членом Совета законодателей России…
  • В Совет законодателей входят все спикеры региональных парламентов, а также представители Государственной Думы, Совета Федерации. В рамках Совета законодателей действует 12 комиссий. Одна из них – комиссия по социальной политике. Я сначала входила в ее состав, а затем коллеги доверили мне возглавить комиссию.
    Работа в комиссиях Совета законодателей дает возможность узнать опыт других регионов. Кроме того, Совет законодателей получает проекты федеральных законов, которые рассматриваются Государственной Думой. Мы с коллегами принимаем участие в их обсуждении. Со своей стороны мы тоже предлагаем темы для законопроектной деятельности. Словом, это живая, творческая работа, а в деятельность председателя комиссии входят еще и организационные моменты.
  • Каковы, на Ваш взгляд, сегодня перспективы развития образования? Какие его тенденции Вы, как бывший педагог, могли бы отметить?
  • Сегодня развитие образования в нашей стране является важным направлением государственной политики. В 2022 году продолжена работа по реализации мероприятий национальных и региональных проектов, повышению доступности и качества образования, развитию кадрового потенциала региона. Это и строительство образовательных учреждений, и капитальные ремонты школ, оснащение их современным технологическим оборудованием, обновление школьного автобусного парка, создание условий для занятий спортом, открытие новых инфраструктурных объектов в образовании: «Точка роста», Кванториум, «Солярис». Школьники Ивановской области достойно представляют регион на всероссийских и международных конкурсах, показывают положительную динамику результатов ЕГЭ. Решается проблема доступности дошкольного образования, развивается дополнительное образование детей.
    Абсолютно убеждена: все дети, независимо от места жительства, должны получать качественное образование, учиться в современных условиях. Над этим мы работаем и будем продолжать работать.
  • К СВЕДЕНИЮ

Несмотря на то, что родилась Марина Дмитриева в Саратове, она – коренная ивановка. Здесь окончила среднюю школу № 1, затем Ивановский государственный университет по специальности «Филолог. Преподаватель».
Работала учителем русского языка и литературы в ивановских школах № 21 и № 22, преподавателем кафедры иностранных языков Ивановского текстильного института, затем – доцентом кафедры русской словесности и культурологии Ивановского государственного университета. В течение десяти лет, с 2008 по 2018 год, работала ректором Института развития образования Ивановской области. Кандидат педагогических наук, доцент.
В 2016 году избиралась председателем региональной Общественной палаты, а в сентябре 2018 года на выборах депутатов Ивановской областной Думы была избрана в Ивановскую областную Думу, где коллеги доверили ей право возглавить законодательный орган государственной власти региона.
Марина Дмитриева входит в состав комиссии Совета законодателей России по образованию и науке, а также возглавляет комиссию по вопросам социальной политики.

Е. ВЛАСИЧЕВА.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *